Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Упадок литья средних веков

Консолидация киевского государства, принятие христианства, широкие связи с Византией дали новый толчок для развития искусства во всех его видах, в том числе и для художественного металла, который теперь использовался в пышном оформлении церковных интерьеров и княжеских хором.

Среди памяток X-XII ст. наблюдались бронзовые литые «хоросы» (паникадила), чеканенные литургийные предметы, чаши, подсвечники, кресты. Развилось тонкое и изысканное искусство многослойной эмали на золотых пластинках, о чем свидетельствуют образки из книжных упражнений, княжеские диадемы и кольца, ожерелья, найденные в разных сокровищницах. Развилось искусство филиграни, золотой насечки по бронзе и т.п.

Широко было распространено мелкое литье из бронзы — это кресты, образки, медальоны с тонкими пластическими изображениями.

Особый интерес вызывают два похожих между собой серебряных кратера, которые согласно надписям на них, сделаны новгородскими мастерами Костей и Брат-Салом. Каждый из них имеет сложную форму расширяющегося наверх квадрифолия. Фигуры и орнаментика в сравнении с «Сионом» более просты, приемы выполнения немного схожи с резьбой по дереву. В упомянутых памятках еще ощутимо сильное влияние византийских образцов, характерное для это века.

Монголо-татарское нашествие уничтожило огромное количество памяток культуры, разрушило художественные центры культуры города. Вследствие этого навсегда исчезли некоторые виды художественной металообработки, например, искусство многослойной эмали.