Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Роль надписей в развитии литейного дела

Значительную роль в художественном оформлении металлических изделий XVII ст., особенно пушек и колоколов, сыграли надписи.

Надписи часто содрержали интересные исторические данные, а потому являлись важными эпиграфическими памятками.  К примеру,  надпись на юрском колоколе 1341 г. Или как монументальная эпиграфика, надписи на колоколах большей частью имели художественный характер; их палеогеографические отличия, будучи обычно тесно объединенны с книжным письмом и печатью, имели свои особенности и отличия.

К XVII ст. надписи были почти единственным украшением колоколов. Полосы орнамента, которыми окружались строки текстов ещё в XVI ст., были в то время редким явлением в украинском литейном деле.

Лишь отдельные колокола украинского происхождения  кроме надписи имели свой собственный орнамент и изображение. Надписи на металлических изделиях были и кириллические и латинские (в том  числе и польские).

Лучшими образцами кириллических надписей на колоколах XVI ст. были надписи на зимненском колоколе 1566 г. и лубенском колоколе 1572 г. Среди общего количества  известных колоколов на западных землях Украины кириллических было очень мало. Основная масса изделий имела надписи на латыни. Причиной этого было возможно было то, что городские львовские мастерские  были в руках мастеров-иностранцев.

В XVII ст. количество кириллических надписей на колоколах увеличилось. Колокола с кириллическими надписями уже составляли тогда около 30% всех известных изделий этого вида на землях Галиции и частично Волыни.

На части тех колоколов, которые происходили из отдаленных горных районов, (как например колокол 1005 г. в селе Топильница Старосамбирского уезда и колокол 1628 г. с села Гуйско Добромильского уезда) кириллические надписи отличались архаическим палеогеографическим составом и грамотностью. Вероятно, отливались они где-то на месте  в горах неграмотным мастером.

Вместе с тем колокола, которые происходили из более близких окраин Львова, Перемышля, отличались своеобразной изысканной графикой, удлиненными профилями букв, их выразительной и декоративностью. Такими были колокола 1631 г. с села Чайковичи Рыжеецкого уезда на Львовщине, колокола 1637 г. с села Канчуга па Перешльщене, колокола 1643 г. с Сокаля и 1646 г. с села Глинско Жолковского уезда.

Последние два, бесспорно, были произведениями одного мастера. Очень чёткие и хорошие кириллические надписи на колоколах получались в львовских литейнях Георгия и Каспара Франке.