Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Происхождение техники литья в древности

Выплавка металлов, их обработка и развитие в древности означали высшую степень в развитии общества того времени. Металлические орудия и оружие распространились во время развитого и перехода к классовому обществу.   Бронза, медь, золото и железо — это те металлы, наиболее известные людьми. Однако хронологическое и территориальное распространение этих металлов было очень неравномерное, в зависимости от степени развития и географического расположения народов.

Одним из первых металлов и самым распространенным была бронза. Именно бронзовые изделия (топоры, серпы) исподволь появились вместо каменных изделий. Древнейшее бронзовое орудие было аналогично изделиям из камня. Лишь постепенно бронзовые топоры, мечи, и особенно разные украшения приобрели специфические формы, присущие физической природе этого металла.

Основной техникой бронзовых изделий было литье, отмеченное на крепких компактных формах изделий, без резких ломаных контуров, очерченных мягкой линией на форме их поверхности. Очень распространены украшения, изготовленные из плетеных, спирально согнутых толстых проволок и пластинок. Орнаментика бронзовых изделий чрезвычайно экономна, это почти всегда геометрические мотивы.

Стиль бронзовых изделий того времени был выразительный, простой, логически выверенный и обозначен своеобразной абстракцией, присущей анимистическому мировоззрению человека того времени.

Человечество знало железо с давних времен, оно было открыто почти одновременно с бронзой, но в связи со сложностью обработки очень медленно входило в употребление. Это постепенное распространение железа хорошо отразилось в классических эпосах многих народов. Так, в индийской «Махабхарате» и в знаменитейшей греческой «Илиаде» о меди и бронзе мы находим несравненно больше упоминаний, чем о железе, и в Гомеровий «Одиссее» о изделиях из железа говорится чаще, чем о бронзовых изделиях.

Среди народов Востока вавилоняни первые начали широко применять железо вместо меди. С середины II тысячелетия железо становится известным и в Египте.

К Европе, Азии, Малоазийскому побережью железо приходит значительно позднее. При раскопках Трои и Микен железа было найдено мало. Лишь в XI-VIII ст. н.э. железо начало употреблятся в значительном количестве у народов Азии, они платили железом дань ассирийцям. Тогда же железо возникло и в культурных слоях древней Европы. Таким образом, это время и можно считать началом железного века в Европе. Железо стало преобладать лишь в оружии и в домашней уствари. Украшения же, посуда – все по-старому производилось из бронзы, но в оформлении стали заметны новые черты, присущие новому времени.

Стиль изделий раннего железного века в Европе определяется специфическим художественным единством. Он известен под названием Гальштатского(назван в честь кладбища близ города Гальштат в Верхней Австрии). Гальштатская культура распространилась на большой территории от Кавказа до берегов Атлантического океана, от Средиземного до Балтийского моря.   Типичные гальштатские изделия- мечи, пояса с железными клинками и бронзовыми черепами, топоры, ножи, шлемы, булавки, фибулы, кольца, котлы из листовой бронзы с геометрической орнаментикой. Гальштатская культура вобрала в себя достижения предыдущего бронзового века — самостоятельное творчество народов, влияния Востока и культуры етрусков.

Геометрические формы гальштатской орнаментики отличаются от орнаментики предыдущего века более эмоциональным характером, более энергичными ритмами.

Начиная с 400 в. н.э., в Европе распространяется культура Лятена. На лятенских изделиях проявилось влияние этруского искусства. Это была преимущественно кельтская культура. В Гальштате сравнительно с Лятеном бронзовых изделий встречалось очень мало. Преобладали в основном железные изделия — длинные мечи, обитые железом, шлемы, ножи, ножницы, серпы, грабли и топоры. Иногда на этих вещах попадались клейма мастеров. Сравнительно с гальштатскими, стиль лятенских изделий отличался более простыми, неорнаментальными и логически-конструктивными формами. Его отличало широкое применение чеканки.

В период Древнего и Среднего царств египтяне еще не применяли железо широко. Их грандиозные пирамиды созданы с помощью твердых скальны пород, статуи созданы с помощью бронзовых орудий.

В Египте обработка металла достигла высокого уровня. Здесь отливались самые различные бронзовые изделия с плоскорельефными изображениями, производились драгоценные ювелирные украшения.

Уже во время Среднего царства к золотым украшениями применялсь разноцветная эмаль.

Стиль изделий, их орнаментация были сурово подчинены формам монументального искусства Египта. Интересной технической новинкой в металлопластике Египта были изделия пустотелых металлических статуй. До наших дней сохранилась статуя фараона Пиопи из времен Древнего царства, сделанная из склепанных между собой листов листовой бронзы. В Новом же царстве, как об этом свидетельствует миниатюрная статуэтка Рамзеса II, пустотелое литье было развито в полной мере.