Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Памятки Волынских литейщиков - часть 1

Вместе с Галицией, центром художественного литья в XV- XVII вв. была и Волынь.

Кроме пушек лубенской работы, которые мы относим к XV вв, памятками монументального литья XVI вв. на Волыни сохранилось две памятки.

Одна из них — колокол Зимненского монастыря 1566 г. (нижний диаметр 102 см).  Обрамление колокола составляется из орнаментального фриза, помещённого на его шее, и полосы надписи. Надпись мастерски выполнена удлиннёнными стройными кириллическими уставными буквами, и потому не монотонна и воспринимаеться как органическая часть декоративного фриза. Орнаментальный фриз составляеться из ритмически повторяемых мотивов в виде овалов из упругой элипсоподобной дуги и человеческих маскаронов в ней.

Эти мотивы свидетельствуют об осведомленности мастера с ренессансной орнаментикой. В то же время эти новие элементы представлены в духе старой (ещё из времён давней Киевской Руси) орнаментальной традиции (трехлистники в круге). Рельеф орнамента, как и всех других изображений, сдержанный, но выразительный и сочный. На этом колоколе есть ещё несколько изображений: перед надписью в малом круглом медальоне — агнца божьего ( возможно, знак мастера), на плаще колокола — апокалиптическая богородица в лучистом сиянии и воскресшего Христа. Последний рельеф обращает на себя внимание спокойной композицией, чёткими формами, правильной с анатомической стороны фигурой, выразительностью и лаконизмом арки эпохи Ренесанса, которая замыкает, изображение.

Второй колокол, близкий по времени изготовления к зимненскому, но меньший по размеру(нижний диаметр — 74 см) и беднее по орнаменту, находится в старинной Преображенской церкви города Дубна. Главным его украшением является кириллическая надпись. Графический характер этой надписи отличный от зимненского, в ней встречаються своеобразные лигатуры — буквы, выведенные гибкой, равномерной линией, которая предоставляет текст, близкий по приёмам выполнения к полууставу и скорописи, сугубо декоративного характера. Ниже надписи есть узкая прядь, которая опоясывает шею колокола. На плаще колокола, в гербовом щитке помещена монограмма, очевидно, знак мастера-литейщика, по бокам щитка — буквы «Г» и «В».

Оба колокола — как зимненский, так и лубенский, имеют хорошие, уравновешенные, спокойные пропорции (раструбы сравнительно с диаметром шеи неширокие, различие между высотой и самым большим диаметром незначительная).

Эти памятки свидетельствуют о продолжительных художественных традициях, которые существовали здесь из времен Галицько-Волынского княжества, а также о живой творческой работе волынских литейщиков, которые не ограничивались традиционными средствами, а использовали и то, что развивалось за пределами их земли.