Особенности мелкого литья в Украине - подсвечники
Основным материалом из которого изготавливались осветительные приборы была медь, латунь, в определенной степени олово и в очень ограниченном количестве серебро.
Это производство было сосредоточено в токарных цехах. Токарный цех был основан во Львове в конце XVIII – начале XIX ст.
Простейшими видами осветительных приборов были настольные подсвечники для одной свечки. Почти все обрамления подсвечника сводились к профилированию чашечки, стержня, подставки. Однако поколения токарей создавали все большее разнообразие форм. К первой группе следует относить простейшие подсвечники. Они стояли на массивных четырехугольных подставках колоноподобного строения, то есть в них хорошо был выражен как базис, так и капительная часть (служит для того чтобы удобно было держать подсвечник в руке). Иногда эта часть имеет форму истинной капители коринфского типа.
Всей группе присущи стилистические признаки классицизма как ренессансного, так и ампирного характера. Отдельные подсвечники своим остро извлеченным высоким конусом подставки указывают на определенные готические черты. Пропорции в построении группы подсвечников спокойные, членения четкие, соотношение отдельных частей статические.
Следуюущую группу представляли подсвечники более сложного вида. В них четвероногая подставка имела усложненный декоративный контур, а ножки — вид дикого зверя. Нередко здесь контрастировали массивные подставки с легкими стержнями. В декоративных особенностях группы подсвечников выразительно выступали барочные черты.
Третью группу составляли подсвечники, чьей характерной чертой являлись шестиногие, а иногда и восьминогие подставки. В соответствии С подставкой, стержни некоторых подсвечников имели шесть или восемь граней (такой прием очень обогащал декоративность форм).
Нередко в подсвечниках была еще одна деталь — ажурная пластинка в форме розетки или круга, находившаяся между подставкой и базисом стержня. Это очень простое приложение намного усиливало декоративность подсвечника, подчеркивало части подсвечника в месте их соединения.
Подсвечников выполненных техникой литья без вытачивания, производилось очень мало. Исключением являлись канделябры в стиле оренто-рококко.
Вместе с односвечными подсвечниками были довольно распространены двух-, трёх- и многосвечные настольные подсвечники- канделябры. Такие канделябры с более богатым оформлением делались для просторных помещений зажиточных людей.
Самое большое распространение приобрели плоские канделябры, в которых все свечки стояли в один ряд. Большей частью канделябры делились на две, три, четыре или пять свечек. В отдельных случаях количество свечек доходило даже до девяти.