Особенности мелкого литья в Украине - канделябры
Канделябры в средневековье делились на несколько групп. Более всего была распространена группа из четырех- и пятисвечных канделябров с оригинально зарешеченной решенной решёткой из массивных элементов в стилизованном силуэте дерева. Другой вариант этой решетки имел свои отличительные детали — две птицы, а ниже — также две симметричные головы ужей.
В других канделябрах тоже попадались мотивы народного искусства. Заслуживают внимания антропоморфные орнаментальные фигуры в центре решёток на канделябрах. На канделябрах этой группы легко проследить процесс создания различных вариантов одного и того же типа. Прибавляя незначительные детали, меняя пропорции тех или иных частей решетки, мастера создавали все новые и новые интерпретации традиционного типа. В данной группе изделий хорошо отражен уверенный творческий процесс, в котором нашли свою реализацию усилия нескольких поколений ремесленников. Именно так развивались формы различных произведений народного искусства.
К другой группе следует отнести четырёх-, шести- и восьмисвечные настольные канделябры. В самой орнаментальной решетке нередко изображалась пара геральдических львов или грифонов. Если решетка таких канделябров решалась орнаментально, в ней отчетливо просматривались ренессансные и барочные мотивы. Разновидностью такого типа являлись также четырёх и шестисвечные канделябры, в которых свечки располагались не в один ряд, а в симметричном порядке вокруг стержня. Канделябры такого типа находились преимущественно во дворцах. Именно этим и объясняется специфика их художественного оформления.
Немногочисленную, но оригинальную группу составляют канделябры в виде птиц и драконов. Двухсвечный канделябр монтировался из частей осветительных приборов. Так, фигура орла выполняла роль стержня, а подставка была как розетка к большому подсвечнику.
Канделябры в виде одно, двоух и трехглавого дракона имели очень причудливый и сложный мотив. Из пасти каждой головы выходил отросток, завершенный свечной чашечкой. Хвост дракона всегда завёрнут в кольцо, которое необходимо для перенесения канделябра. Судя по стилистическим признакам, такой тип канделябра производился на протяжении ряда десятилетий XIX ст.
Более старые образцы таких канделябров, выполненные техникой литья, отличались легкостью, упругостью и динамичностью своих форм. Они и являлись истинным художественным воплощением фантастического образа.