Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Орнаменты монументального литья XVII-XIX ст.

Орнаментам западноукраинского монументального литья XVII-XIX ст. присущи черты, которые придают им специфический характер.

Не ссылаясь на непосредственный территориальный контакт, на повседневные экономические, культурные и производственные связи из польскими и немецкими землями, свободное странствование ремесленных кадров, не учитывая, в конце концов, художественные вкусы благородных заказчиков – стили орнаментики западноукраинского литья обозначились в яркой ограниченной форме.

Из характерной для х стилей орнаментики прошло отборку лишь определенное количество мотивов, которые были созвучны местным орнаментальным вкусам. Такие мотивы существовали очень долго, теряли связь со своим временем, однако не становились простыми анахронизмами, а продолжали существовать и развиваться.

Так, почти к XVIII ст. хранились готические мережки и решётки, которые своему характеру так подходили к орнаментальным мотивам народного искусства. Ренессансные мотивы растительного акантового орнамента, которые появились в роботах львовских литейщиков XVI ст. самое большое развитие приобрели в мотивах бродских и прикарпатских литейщиков XVIII ст.

Использовал их также львовский литейщик Федор Полянский.

Шаг за шагом, постепенно, медленно, логически развивались ренессансные мотивы.

Это было бы невозможно, если бы такие орнаментальные направления не имели родственных связей в народном украинском искусстве – например, в керамике. Характерные для искусства барокко мотивы из контрастно построенными объединениями тонкого растительного орнамента из крепкими, напряжённо вогнутыми или под резкими углами заломленными линиями почти не встречались в местном литье. Не также чрезмерно пышного в стиле барокко накопление орнаментики.

Рококо нашло свой слабый и поздний отголосок в изделиях львовского литейщика Бельмана. Классицизм обозначился, главным образом, на более поздних роботах Федора Полянского и особенно на изделиях Андрея Лебрехта. Характерным мотивом его орнаментики есть класицистична драпировка в виде гирлянды. Но наиболее характерные для изделий Лебрехта и его преемника Бельмана орнаментальные мотивы виноградного безконечника уже далеко отходят от классицизма. Полную аналогию этого орнамента можно найти в тогдашней народной культуре.