Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Мастера литья Украины - Иван Полянский

Памятки львовского литейного производства начала XVIII вв. почти не сохранилось. Развитие его в настоящее время, особенно после разгрома и ограбления города шведскими интервентами, и не могло быть интенсивным. Определенное оживление литейного дела во Львове замечаем во второй четверти XVIII вв.

Из Львовских литейщиков того времени нам известен Иван Полянский. Ему принадлежит серия из двенадцати небольших пушек, отлитых в 1740 г.   Эта серия получила название «апостолов», потому что на каждой пушке помещено по изображению одного из них. Семь штук из этой серии сохранилось в Львовском историческом музее. Эти изделия отдавали дань старой традиции.

Однотипные, изготовленные специальными партиями пушки под названиями знаков зодиака, которые в свое время делал Каспар Франке, или под теми же именами апостолов, которые изготовливал гданский литейщик Даниил Тим.

Каждая из пушек этой серии имеет богатое обрамление. Кроме трех фризов (один состоял из тонких спиралевидных линий, второй — из гирлянд и третий – из сочных пальмет), на каждой пушке помещена фигура одного из апостолов, герб Львова и дата (1740 г.).

В изделиях Ивана Полянского отчеоливо было заметны как традиционные (пальметовий фриз), так и новые черты художественного оформления. Его пушки меняют свой монументальный характер на декоративный. В них уже ощущается тип тех «виватовых» пушек, из которых стреляли во время разных праздников или торжественностей.

Следуя этим торжественным обычаям в галицких церквях до XX вв. ипользовались для салютов на пасхальные праздники маленькими пушечки — мортиры. Характерным львовским изделием этого рода с XVIII вв. можно считать пушечки из львовского Юрского монастыря.

Много продукции сошло в XVIII вв. со станка львовского литейщика Ивана Полянского. Наиболее ранняя из известных работ мастера — колокол из села Бжозовцы 1745 г. Последняя его работа — известный колокол «Кирилл» 1783 г. с «Волошской» церкви Львова.

Таким образом, деятельность этого мастера длится почти сорок лет.

Лучшими его работами являлись колокола из часов Каменец-Подольской ратуши 1753 г.

Форма этих колоколов обусловлена их специальным назначением. Они низкие и широкие, украшенные изображениями, надписями и орнаментом. Колокол «Кирилл», весом около 300 пудов, был одним из самых больших в Галиции. Изделия мастера Полянского отличались богатой и разной орнаментикой, от простых объединений двух есовидних мотивов к хорошо прорисованным, симметрично размещенным ветвям аканта с подвешенными к ним гирляндами, которые присутствовали на колоколе из Бжозовцы 1745 г., колоколе 1752 г. из кармелитского костёла во Львове, на большом колоколе Каменец-Подольской ратуши. И богатейшим являеться орнаментальный фриз, который украшает шею колокола «Кирилл» 1783 г.

Что касаеться барельефных изображений на колоколах Полянского, то на них можно заметить определенные общие черты, которые выступают в мягкости скульптурной формы, в избежании мелочной обработки деталей. В более старых барельефах ещё чувствуються барочные формы, в более поздних — выразительно проступает влияние классицизма (особенно это заметно на рельефных изображениях «Кирилла»).

Выполняя заказ для православных церквей и католических костёлов, Полянский вмещает на своих литьях как кириллические, так и латинские и польские надписи. Согласно этому среди барельефов на колоколах встречаем изображение и православных, и католических святых.

По своей форме колокола Полянского имеют толстые нижние части и трудноватые пропорции профиля.