Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Литейное дело в средневековой Франции

Отличный от бюргерского ремесла сложился тип ювелирного дела в абсолютистской Франции XVII ст., где королевский двор и дворянская верхушка славились роскошью и богатством. Однако от всей массы ювелирных произведений того времени почти ничего не сохранилось. Долгие войны, обнищание народных масс постепенно разрушали экономику Франции и в конце XVIи ст. привели к полнейшему опустошению государственной казны. В 1672 году были приняты решения о переплавке всех золотых и серебряных вещей в монету. Вследствие этого решения в 1689 и 1709 годах, почти все изделия из золота и серебра были перечеканены на деньги. Тогда погибли прославленные произведения королевского мастера Валлсна Старшего -серебряная мебель и другие предметы королевского дворцового обрамления. И в XVIII ст. таких произведений французских ювелиров осталось очень мало. В отличие от Германии, где ювелирные мастерские существовали во многих городах и работали на широкий круг заказчиков, в Франции мастера литейного дела преимущественно обслуживали королевский двор и высшие придворные круги, а само производство было сосредоточено в Париже и Версале.

Произведения парижских мастеров начала XVIII ст. уже отличаются определенной сдержанностью барокковых форм, но уже с 20-х лет эта сдержанность уступает местом пышным формам рококо — стиля, который сложился в Франции в условиях абсолютистско-дворянской культуры.

Тип и характер этих изделий очень отличается от старых нюрнбергских и гасбурских. Это были обычные вещи для сервировки стола или туалетные наборы.

Среди всех этих вещей, кроме посуды, богатейшие и сложнейшие по форме — настольные украшения — «пладеменажи»,представляли собой декоративно-скульптурную группу с разными аллегорическими фигурами. Нередко «пладеменажи» выполняли функцию подсвечника.

Величайшие мастера этого периода (20- 30-те годы XVIII ст.) — К. Баллен и Г. Жермен.

Вместе с настольными создаются и так называемые кабинетные декоративные композиции. Одной из самых известных композиций является произведение немецкого мастера ювелирного дела — дрезденский «Двор большого Могола Ауренг Зеба в Дели» — шедевр из золота, серебра, благородных камней, многослойной эмали, созданный мастерами Иоганном и Георгом Динглингерами и Георгом Кристофом в 1701-1708 годах. Это феерическое сказочное произведение украшают около 5000 бриллиантов, 164 изумрудов, 160 рубинов. Пышная архитектурная панорама в китайском стиле заполнена множеством фигур придворных, воинов, женщин и мужнин. В центре на престоле сидел сам большой Могол. В город входили караваны слонов. Слуги несли большие зонты, опахала, балдахины. Все это очень напоминало театральные спектакли того времени на экзотические темы.