Литье из олова в средневековье
Оловянное литье как отдельная область художественной обработки металла было известно в Украине еще во времена древней Киевской Руси. В XV ст. в Киеве существовал уже отдельный литейный цех.
В львовских городских книгах от начала XV ст. зафиксированы имена «кантрифузорей», то есть литейщиков посуды из меди и олова.
Литейщиков из олова и бронзы часто называли конвисарями. Профессиональное размежевание между литейщиками с меди и бронзы было не очень строгим. Нередко мастер-литейщик был также и конвисаром. Вообще же считается, что конвисари изготовляли вещи личного и домашнего употребления – разные столовые прибори, полумиски, тарелки маленькие и глубокие, кружки, ложки и т.п., а литейщики лили колокола, пушки, статуи и другие монументальные изделия.
До конца XVI ст. львовские конвисари входили в состав объединенного цеха ювелиров, живописцев и конвисарей. Такое соединение подчеркивало художественный характер такого ремесла. с 1600 г. литейный цех стал самостоятельным. Организация такого цеха определялась специальными дипломами в 1614 и 1029 гг. В меньших городах, где конвисарей было немного, они относились к соответствующей цеховой организации ближайшего большого города. В течение всего своего существования львовский цех вел непрестанную борьбу как с конкурентами в своем городе, так и с мастерами иных городов, которые привозили к Львову свои изделия.
Особенно большим конкурентом львовского цеха был краковский цех конвисарей, от решений которого в определенной степени зависел львовский цех.