Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Ханукальные светильники в средневековом литье

В композиционном построении люстры связаны с архитектурой. Так, люстры барочной группы своей   массой, контрастным нарастанием элементов снизу кверху были сходны со  сводчатыми помещениям XVI-XVIII ст., особенно с резким членением плоскостей.

В Украине люстры развивались в двух основных типах. Первый — это пышные многосвечные «паникадила», предназначенные для церковного употребления. Второй тип — это куда более скромные домашние люстры.

Своеобразными чертами в своем оформлении отличались   лампады, очень распространенные в быту городских евреев XVIII-XIX ст. Ханукальная лампада представляла собой   декоративную вещь из полки, к которой прикреплено восемь медных лампадок для деревянного масла.

В изделиях постарше преобладали не лампадки, которые напоминают своей формой гнезда подсвечников, а плоские, удлиненные лодкообразные чашечки, в которые наливалась масло и вкладывались фитили. Эта полочка с лампадками соединена с декоративными частями в виде задника, к которому обычно прикреплялись два подсвечника.

В целом ханукальная лампада представляла собой комбинированный лампадно-свечной светильник, который мог быть использован как настольная и   настенная вещь.

Такие ханукальные лампады, или просто «хануки», были у каждой  еврейской семьи, и потому в XVIII-XIX ст. они стали предметом массового производства. Дату создания «ханук» можно установить лишь приблизительно, причем древнейшие типы относятся своим происхождением к датам ранее XVII ст.

По своей технике «хануки» — это плоские ажурные изделия, обработанные шлифованием. Центром «хануки» как художественного целого была   ее задняя стенка с богатой декоративной композицией.

Такие композиции, а вместе с ними и отдельные типы «ханук»   хранились в течение продолжительного времени.

Вся совокупность образных и орнаментальных элементов «ханук» очень разнообразна. Здесь можно увидеть различные растительные и геометрические мотивы  животных, а также символических и эмблематических изображений, декоративные элементы определенных художественных стилей.  Несмотря на стилевую разнородность составных частей, разные типы «хануки» почти всегда представляют собой завершенное художественное целое.

Характерной чертой для старших типов «ханук» являлось наличие у них орнаментации элементов и мотивов, присущий  народному искусству. Так, на симметрично заключенном щитке задника «хануки» среди  растительного орнамента присутствовал  легкий и грациозный силуэт лани. В нижней части щитка фриз с ромбов — мотив свойственный для народной резьбы по дереву.

Не менее характерно   выполнение щитка в виде   мотива двух симметрично расположенных фигур птиц. Дерево между двумя птицами, или «дерево жизни»,- это древний, очень распространенный в народном искусстве сюжет, связанный с мифологическими образами. Ближайшие аналоги   можно найти в народных металлических изделиях, в народной керамике и т.п.

Таким образом, на щитках можно заметить  рядом с основными элементами из  народного искусства  также стилевые наслоения эпохи ренессанса и рококо. Эта амальгама очень характерная для художественно-ремесленного среды еврейских городков.

В некоторых «хануках» народные мотивы перекрещивались с мотивами феодально-геральдическими.  В конце XVIII вв. и в XIX ст. геральдические мотивы все более шире входили в композиции «ханук». Рядом с львами изображались рыбы, государственные гербы. Феодальные элементы стали более отчетливо проявлятся в орнаментальном оформлении «хануки», хотя народные элементы не исчезли бесследно.  На таких композициях отчетливо обозначилось влияние классицизма, что и позволяет датировать их первой половиной XIX ст.

Процесс развития ханукальных светильников XVII-XIX ст. свидетельствует о большом влиянии народного художественного творчества на еврейское ремесленничество. Элементы украинской народной культуры евреи-ремесленники усваивали значительно глубже, чем элементы феодального искусства и религиозную символику синагоги.

В производстве предметов общественного и частного интерьера – посуда, подсвечники, люстры, мосяжники и литейщики создали свои собственные художественные приемы.

Полнее всего они раскрывались  в ажурном и профильном литье. Все изделия выполнялись в обобщенных, упрощенных формах с сознательным избежанием лишней детализации. Такие приемы зависели от примитивной техники литья преимущественно в плоских формах, где литье выходило грубым и неуклюжим. Красота изделий зависела от их дальнейшей обработки напильником, обтачиванием и шлифованием.

Мастера старались достичь не столько богатства линии, плоскостей, детализаций и осложнения форм, а максимальной отчетливости основных элементов форм и декоративных средств. Поскольку почти все детали изделий были плоскими, ажурными, то основное внимание уделялось силуэту, в котором присутствовала мягкая и текучая, но и вместе с тем четкая и выразительная линия.

Изысканность силуэта четко бросались в глаза в изображениях животных и птиц. Конкретность и непосредственность образов, обсуловленная не столько точностью деталей анатомического строения животных, сколько передачей их движений. Некоторые более мелкие детали, вносимые в изображения в процессе обработки литья часто были очень скупые.

Связью большинства таких животных изображений с народным искусством можно объяснить эпическую чистоту и совершенную простоту их образов. То же самое можно сказать и об орнаментальных мотивах. Использовались преимущественно растительные мотивы. В их основе лежали чаще всего ренессансные и барочные мотивы, сведенные к простейшей  орнаментальной формуле.

Во всех изделиях ощущались глубокая и закономерная связь с архитектурой. Он проявлялись в использовании общих мотивов орнамента и главным образом в композиционных приемах строения.

Отлчительной особенностью разного художественного оформления изделий являлась их бесспорная оригинальность, своеобразный выбор орнаментики,   пластики и эпиграфики. Литейные изделия никогда не теряли связи с народным искусством. Вместе с многочисленными примерами непосредственного влияния орнаментики и сюжетных изображений народного искусства, весь декор изделий городских ремесленников пронизан народным художественным вкусом с его ясностью, реалистичностью и простотой.