Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Цеховое производство в Украине

Производственную организацию производства литья металла в Украине в ранние её периоды истории можно проследить главным образом по такой сердцевине, как город Львов, архивы которого сохранили определенное количество сведений об истории ремесленного производства на западноукраинских землях.

Первые цеха, как уже упоминалось, возникли во Львове ещё в XIV-XV вв. В основном они были подобны заподноевропейским; их задачам было поддерживать равенство между мастерами — членами цеха, чтобы никто из мастеров не имел больше определенного количества учеников, не выполнял заказов больше, чем было установлено. Одним словом, цеховая организация стремилась защитить своих членов как и от внутренней, и от внешней конкуренции.

Самыми старыми из металлообрабатывающих цехов были кузнечные, которые возникли и распространились в Украине непосредственно на базе соответствующих  производственных организаций.

Позднее, в XV-XVI вв., открываются кузнечного цеха и ремесленники создают новые объединения таких металлообрабатывающих специальностей, как слесарская, котельницькая, литейная, мечницкая, ювелирное дело и др. Но ещё продолжительное время между ними, как и раньше, руководящую роль отыгрывал кузнечный цех.

XVI — первая половина XVII вв. в западных областях Украины характеризуеться дальнейшим развитием цехового производства, главным центром которого остается Львов.

В XVI-XVII ст. цеховое устройство на украинских землях приобрело завершенные формы. Цеховая организация пользовалась широкими правами, осуществляла надзор за производством и сбытом продукции и рассматривала разные разногласия и конфликты между членами цеха. Под надзором цеховой верхушки находилось не только производственная жизнь, а и общественное и бытовое, что давало ей возможность создавать в ремесленной среде выгодные для себя отношения. Общие нормы цеховой жизни приспосабливались к закрепленным за определенными семьями привилегиям.   Существовали существенные облегчения в обретении цеховых званий для членов семей мастеров. Так для детей и зятей мастеров не была обязательной кчасть подмастерья; для них были уменьшены вступительные взносы. Велось также постоянное ограничение количества мастеров, то есть «заключение» цехов.

Цеховая организация ремесленной работы сохраняла свое прогрессивное значение вплоть до XVI- XVII вв., регулируя и развивая производство. Процесс упадка цехов начинается И XVIII вв., когда цеховые братства становятся замкнутыми организациями с большим имущественным расслоением между членами. В XIX вв. буржуазные реформы совсем лишили их роли организатора производства.

Кроме ремесленников, объединенных у цеха, в городах всегда были ремесленники, которые не могли попасть в цех из-за постоянного ограничения количества их членов. В западноукраинских землях существовали также религиозные ограничения для тех, кто хотел вступить в цех. Вследствие этого в Львове вне цехов оставалось много украинских, армянских и еврейских ремесленников.

Украинское население средневекового Львова было ограничено в пользовании городскими привилегиями.

Хоть временами в ответ на жалобы украинского мещанства и издавались королевские декреты (например, декрет Стефана Батория от 1572 г.) о свободном вступлении украинских ремесленников в цеха, но такие декреты последовательно не осуществлялись.

Металлообрабатывающие объединения, как и другие цеха, состояли из мастеров, помощников и учеников. Ученики литейного ремесла должны были учиться четыре года – дольше, чем в других цехах. После «освобождения» ученик становился подмастерьем, который работал некоторое время у своего мастера, а потом минимум полтора года должен был странствовать как по мастерским своей страны, так и за границей. Вернувшись из странствий, ученик должен был выполнить пробную работу, после чего мог стать мастером, если уже был гражданином данного города .

До нашего времени дошли лишь некоторые литературные и архивные материалы, которые не дают возможность равномерно и с надлежащей полнотой проследить историческое развитие художественного литья в Украине в эпоху составления украинских народностей. Фрагментарные сведения бросают свет лишь на некоторые эпизоды из истории художественного литья в XIII-XV вв.

С более поздних времен, начиная с XVI вв., к нам дошло значительно больше памяток и архивных материалов, но они в свою очередь касаются преимущественно западноукраинских земель, слабее освещая литьё на Приднепровье и Левобережье.

Однако, несмотря на такую неравномерность, есть возможность очертить главные этапы развития художественного литья в Украине в XVI-XVIII вв. в таких его видах, как монументальное – мелкое литье разных бытовых предметов и литьё из олова.