Сион или Иерусалим
26.11.2015Сион, или иерусалим - один из древнейших евхаристических сосудов, прообраз дарохранительницы. Представляет собой символическую золотую или серебряную модель храма Воскресения в Иерусалиме. В Украине сионы помещались только в главных соборах…
ПодробнееКовшик для подношений
26.11.2015Ковш - самобытный украинский национальный сосуд ладьевидной, овальной или круглой формы, с приподнятой ручкой. Употреблялся для питья меда, браги, пива.Предполагают, что ковши происходят с Севера Киевской Руси. Древние ковши вырезались из…
ПодробнееО художественном литье кратко
26.11.2015Художественное литьё в Украине имеет давние традиции. Ещё восточным славянам было известно художественное литьё, и не только мелкое, а и монументальное. Из летописи узнаём о металлических частях статуи Перуна. В…
ПодробнееОб истории художественного литья
26.11.2015Вернемся к истории времен существования Галицко-Волынского княжества, связанного с созданием широкоизвестного юрского звона (1341), который является уникальной памяткой украинского литья XIV вв. Уже в XVII вв. этот звон считали исторической…
ПодробнееПамятки львовского художественного литья
26.11.2015Пушки, которые выливали львовские мастера, назывались довольно просто - "гакивницы". "Гакивницы" применялись преимущественно для обороны городских и замковых стен. Чёткость отлива "гакивницы" свидетельствовала о высоком профессиональном уровне мастера, который изготовил…
ПодробнееРазвитие монументального литья в 16 веке
26.11.2015На XVI — начало XVII вв. приходится расцвет художественного литья на западных землях Украины, сосредоточенного преимущественно в Львове и на Волыни. Литейщикам и в настоящее время принадлежит руководящее место среди…
ПодробнееРоль мастеров литья в средевековой истории
26.11.2015Как уже упоминалось, в XVI вв. пушки отливали в Тере-Бовельськом замке, а также и в Лубенском замке, который принадлежал в начале XVII вв. князьям Острожским. Мастера, которые работали в таких…
ПодробнееОрнаментальные мотивы литейщика Гануша
26.11.2015Городской арсенал Львова имел на протяжении XVI-XVII вв. большое количество артиллерии. Его арсеналом нередко снабжалась королевская армия. Одалживали львовскую артиллерию для обороны Камянец-Подольского и других городов. Пополнялась львовская городская артиллерия…
ПодробнееНемецкие литейщики 16 столетия - часть 3
26.11.2015Младшим современником Гануша был львовский литейшик Бартош, он же Бартель Вейсе из Мюнстерберга, который приехал в Львов в 1492 г. и прожил здесь до самой смерти (1543). Сначала Вейсе работал…
ПодробнееРоль колоколов в средневековой истории
26.11.2015Значительную роль в художественном литье XVI-XVII вв. занимали колокола. Колокола играли заметную роль в жизни феодального общества. Колоколами выбивались часы. колоколили в колокола по поводу праздничных дней и разных торжественностей.…
ПодробнееКолокола на Западной Украине
26.11.2015Наиболее известные колокола того времени получали имена тех, на чьи пожертвования были отлиты - феодалов, королей и еписковов. Так. в Львове в латинской кафедре большой колокол был назван «Бенедикт» по…
ПодробнееСкульптурное литье в средневековье
26.11.2015Во Львове в конце XVI — в начале XVII вв. литьяли также и скульптуры. Наиболее ранней памяткой этого виду фигурного литья являеться надгробная плита Станислава Жолкевского на львовской латинской кафедре.…
ПодробнееСаркофажное литье в средневековье
26.11.2015Памятки фигурного литья статуй не являются одиночным явлением. Каспар Франкович был изготовителем оловянного саркофага Прокопа Сенявского, который до 1920 г. хранился в часовне замка г. Бережан. Саркофаг покоился на…
ПодробнееПамятки Волынских литейщиков - часть 1
26.11.2015Вместе с Галицией, центром художественного литья в XV- XVII вв. была и Волынь. Кроме пушек лубенской работы, которые мы относим к XV вв, памятками монументального литья XVI вв. на Волыни…
ПодробнееХудожественное литье на Приднепровье
26.11.2015Несмотря на вражескую политику, которую проводила по отношению к Украине феодальная Польша, которой тогда принадлежали украинские земли, художественное творчество на западных землях Украины развивалась не изолировано от российской культуры. Постоянные,…
ПодробнееНагромождение литья в средневековье
26.11.2015Во второй половине XVII и в XVIII вв. на Поднепровье было нагромождено большое количество художественного литья, особенно пушек. Не только войско, но и города, городки и старшинские усадьбы имели свои…
ПодробнееМастера литья Украины - Афанасий Петрович
26.11.2015Старожилом из известных мастеров 17 вв. является Афанасий Петрович. Ему принадлежат выдающиеся памятки тех временм - колокола «Кизикермен», «Варлаамов» (колокол Софийского собора). Первый из них был отлит в 1695 г.…
ПодробнееМастера литья Украин - Карп Балашевич
26.11.2015Известные произведения Карпа Балашевича принадлежат периоду между 1697 - 1717 гг. Эти изделия, как и работы его отца, отличаются среди других изделий литейного мастерства своим высоким художественным уровнем и стилевой…
ПодробнееСовременники Карпа Балашевича
26.11.2015Современником Карпа Балашевича был талантливый мастер Алексей Иванович, известный нам лишь как автор одной работы — колокола 1720 г., который храниться в Черниговском историко-краеведческом музее. Достаточно только одного этого…
ПодробнееМастера литейного дела - Царь-Колокол ???
26.11.2015Среди приезжих мастеров-литейщиков которые работали в Украине, особое место принадлежит московскому мастеру Ивану Моторину, автору известного «царь-колокола». В 1732 г. он заключил контракт на литье большого колокола для Киево-Печерской лавры.…
ПодробнееТрадиции художественного литья XVII в.
26.11.2015Во второй половине XVII вв. несмотря на потерю экономического значения, Львов ещё играл заметную роль в художественном ремесленном производстве. Ещё существовали ювелирное дело, художественная обработка дерева, оружейные мастерские, часовщики. Художественное…
ПодробнееТрадиции художественного литья XVII в. - часть 2 ???
26.11.2015Небольшой, но очень красиво орнаментированный колокол из села Щепятин возле Рави-Русской был отлит в 1688 г., и является хорошей памяткой западноукраинского литья с художественной кириллической надписью и прядью растительного орнамента.…
ПодробнееМастера литья Украины - Иван Полянский
26.11.2015Памятки львовского литейного производства начала XVIII вв. почти не сохранилось. Развитие его в настоящее время, особенно после разгрома и ограбления города шведскими интервентами, и не могло быть интенсивным. Определенное оживление…
ПодробнееТрадиции художественного литья в XVIII вв. - часть 2
26.11.2015Своеобразным мастером был Мартин Ольшевский, литейная деятельность которого приходилась на 20- 50-е годы XIX ст. в городе Перемишле. Его продукция реализовывалась главным образом по бывшей Лемковщине. Художественное оформление изделий Г.…
ПодробнееРазвитие орнаментального литья средневековья - часть 2
26.11.2015Несмотря на большое количество образцов западноевропейского искусства, в частности, литейных изделий гданских мастеров, которые нередко работали на западноукраинских землях, стремления к механическому заимствованию чужих приемов стилистики не было заметно. …
ПодробнееРазвитие орнаментального литья средневековья
26.11.2015Развитие литейных украшений и народной орнаментикой не шло изолированным путем. Так, в роботах Мартына Ольшевского хорошо просматривалось своеобразное объединение классицизма с народным пониманием орнаментики. В колоколах работы Василия Комаринского присутствовали…
ПодробнееРазвитие орнаментального литья средневековья - часть 2
26.11.2015Несмотря на большое количество образцов западноевропейского искусства, в частности, литейных изделий гданских мастеров, которые нередко работали на западноукраинских землях, стремления к механическому заимствованию чужих приемов стилистики не было заметно. …
ПодробнееРазвитие орнаментального литья средневековья - часть 3
26.11.2015Среди литейных барельефов начала 18 века попадались исключительно качественные художественные работы. Например, львовская пушка 1571 г. известная под названием «Под орлом», или изображение на колоколе 1566 г. - на наих…
ПодробнееРоль надписей в развитии литейного дела
26.11.2015Значительную роль в художественном оформлении металлических изделий XVII ст., особенно пушек и колоколов, сыграли надписи. Надписи часто содрержали интересные исторические данные, а потому являлись важными эпиграфическими памятками. К примеру, надпись…
ПодробнееРазвитие монументального литья XVI-XVII ст.
26.11.2015Во второй половине XVII ст. характер кириллических надписей на металлических изделиях изменялся. Начертание букв становилось более простыми, а шрифт - более мелкими. Поэтому декоративная роль надписей заметно уменьшилась. Вместе из…
ПодробнееРазвитие монументального литья XVI-XVII ст. - часть 2
26.11.2015По стилю художественного обрамления менойры коренным образом отличались от предыдущих изделий литья. Менойры представляли собой как бы поздне-баррочные декоративные изделия. У менойр были многопрофильные стержни опор на пышных ажурных подставках.…
ПодробнееОсобенности мелкого литья в Украине - бытовые предметы
26.11.2015Вместе с монументальным литьем, литейные мастерские изготавливали различные бытовые предметы — осветительные приборы, посуду, чернильницы и т.п. По технике изготовления, и специфике художественного оформления изделия представляли собой отдельный вид художественного…
ПодробнееОсобенности мелкого литья в Украине - подсвечники
26.11.2015Основным материалом из которого изготавливались осветительные приборы была медь, латунь, в определенной степени олово и в очень ограниченном количестве серебро. Это производство было сосредоточено в токарных цехах. Токарный цех был…
ПодробнееОсобенности мелкого литья в Украине - канделябры
26.11.2015Канделябры в средневековье делились на несколько групп. Более всего была распространена группа из четырех- и пятисвечных канделябров с оригинально зарешеченной решенной решёткой из массивных элементов в стилизованном силуэте дерева. Другой …
ПодробнееЛюстры в средневековом литье
26.11.2015Разновидностью домашних осветительных приборов XVII-XVIII ст. были настенные подсвечники — бра. Бра состояли с настенного щитка, рамена и свечных чашечек. Такое литье, встречающееся в формах классицизма начала XIX ст., указывает…
ПодробнееЛюстры в средневековом литье - часть 2
26.11.2015Стержневые люстры являлись наиболее разнообразной группой подвесных светильников. Несмотря на богатство вариантов таких люстр, проглядываются общие черты в приемах их художественного оформления. Основой композиции являлся профилированный стержень с шаром внизу.…
ПодробнееХанукальные светильники в средневековом литье
26.11.2015В композиционном построении люстры связаны с архитектурой. Так, люстры барочной группы своей массой, контрастным нарастанием элементов снизу кверху были сходны со сводчатыми помещениям XVI-XVIII ст., особенно с резким членением плоскостей.…
ПодробнееХанукальные светильники в средневековом литье - часть 2
26.11.2015В некоторых «хануках» народные мотивы перекрещивались с мотивами феодально-геральдическими. В конце XVIII вв. и в XIX ст. геральдические мотивы все более шире входили в композиции «ханук». Рядом с львами изображались…
ПодробнееЛитье из олова в средневековье
26.11.2015Оловянное литье как отдельная область художественной обработки металла было известно в Украине еще во времена древней Киевской Руси. В XV ст. в Киеве существовал уже отдельный литейный цех. В львовских городских…
ПодробнееМонополия литья в XVI ст.
26.11.2015В 1523 г. король Зигмунд наложил запрет на продажу зарубежных оловянных изделий вне ярмарок. Однако, под влиянием иностранных купцов, в скором времени запрет был снят. Вроцлавские купцы получили привилегии к…
ПодробнееЛитейные церковные реликвии
26.11.2015Несмотря на правительственные приказы короля Стефана Батория относительно клеймения литейных изделий, ни один предмет с церковной посуды, который изготавливался местными литейщиками, таких клейм не имел. Известно, что попытка ввести клеймение…
ПодробнееОсобенности оловянных фляг
26.11.2015Среди различных видов оловянной посуды в Украине были распространены оловянные фляжки для разных напитков. Такую фляжку с водкой пислали от Хмельницкого шведскому послу Гильдебрандту, когда он в 1656 г. приехал…
ПодробнееНачатки истории художественного литья XX века
26.11.2015Художественное литье из металла содержит древнюю и интересную историю. Рассмотрим кратко и сжато о появлении художественных изделий из бронзы, золота, серебра и железа у народов Востока, Европы, попробуем понять этапы развития…
ПодробнееРазвитие художественной металообработки древнерусских мастеров ???
26.11.2015Кроме Грузии, значительное количество современных мастеров чеканки выросло также на основе опыта богатого древнерусского литейного дела. Российские ювелирные традиции опираются на историю древнейшего художественного металла, но и на художественное наследие…
ПодробнееПроисхождение техники литья в древности
26.11.2015Выплавка металлов, их обработка и развитие в древности означали высшую степень в развитии общества того времени. Металлические орудия и оружие распространились во время развитого и перехода к классовому обществу. …
ПодробнееПроисхождение техники литья в древности - часть 2
26.11.2015Стиль изделий раннего железного века в Европе определяется специфическим художественным единством. Он известен под названием Гальштатского(назван в честь кладбища близ города Гальштат в Верхней Австрии). Гальштатская культура распространилась на большой…
ПодробнееПамятки античной культуры древности - бронза
26.11.2015Своеобразная и богатая культура Крита и Микен представляла собой переходную стадию между искусством лальнего Востока и искусством античной Греции. Ее характеризуют памятками металлопластики, преимущественно золотыми изделиями из Трои, Микен. …
ПодробнееПамятки античной культуры древности - золото и серебро
26.11.2015Из серебряных и золотых изделий античности в первую очередь следует отметить знаменитые вазы с чеканенными барельефными изображениями сцен скифского быта (изделия греческих причерноморских колоний). На территории Украины в знаменитой…
ПодробнееРазвитие монументального литья Византией
26.11.2015Монументальный характер византийского искусства внес большие изменения в развитие металлопластики. Техника литья, такая популярная в античной металопластике, уступала в мастерстве обычной чеканке. Объектами ювелирного производства становились различные предметы церковного…
ПодробнееПамятки европейского литья средневековья
26.11.2015В развитии европейского предроманского искусства сыграло наследие еропейских и северо-европейских кельтских народов. Наиболее интересный среди них — бокал Тассило. X-XII ст. были для Европы временем развитого феодализма, периодом могущественного феодального…
ПодробнееНаследие готической металлопластики
26.11.2015Весьма своеобразным образом создавались ювелирные изделия (преимущественно посуда для церковного обихода) романского века. В них явным образом ощущалась декоративная традиция предроманского века - употребление большого количества нешлифованного камня, стремление к…
ПодробнееНемецкое средневековое литье
26.11.2015В конце средневековья металлическое художественное ремесло достигло высокого уровня развития. Художественная обработка металла было в то время почетным и уважительным ремеслом. Ряд знаменитых художников, таких как Дюрер, Шон-Гауер, происходили их…
ПодробнееЛитейное дело в средневековой Франции
26.11.2015Отличный от бюргерского ремесла сложился тип ювелирного дела в абсолютистской Франции XVII ст., где королевский двор и дворянская верхушка славились роскошью и богатством. Однако от всей массы ювелирных произведений того…
ПодробнееХудожественная чеканка времен Англии
26.11.2015Вместе с французским искусством художественного литья с II половины XVII ст. расцветает английское ювелирное дело. Реставрированная английская монархия старалась придерживатся соблюдения в придворном быту роскоши версальского двора. Это стало особенно…
ПодробнееАмпир в начале 19 века
26.11.2015XIX ст. отличалися появлением машин, которые стали заменять ручную работу. Механизация затронула также выплавку художественного металла. Вальцовка заменила ручное тиснение листового металла, шире применялись штампования отдельных деталей, значительно менялись и…
ПодробнееОбработка металла у древних славян ???
26.11.2015У народов, которые населяли нынешние земли Советского Союза, художественная обработка металла было известна давным-давно. Высокохудожественные бронзовые изделия в виде бытовых предметов и украшений найдены в Сибири (район Минусинска). Высокохудожественные бронзовые…
ПодробнееРазвитие монументального литья на рубеже 19 века - часть 1
26.11.2015Из небольшого количества сохранившихся к нашему времени памяток ранней московской чеканки привлекает внимание изготовленная в 1392 году оправа евангелия, выполненная на заказ боярина Федора Кошки. Это сложная декоративная композиция.…
ПодробнееДальнейшее развитие литья Украине в XVII ст
26.11.2015Вместе с монументальным литьем пушек продолжало развиваться и литье колоколов. К XVII ст. колокола имели скромный декор из текстовых фризов и орнаментики на плечах и на нижней части плаща колокола.…
ПодробнееМеталообработка в царской Украине ???
26.11.2015Среди великолепно украшенных изделий XVI-XVII ст. попадались и прекрасные формой серебряные бокалы, чаши и т.п., украшенные гравированными лентами и фризами славянских надписей. В конце XVII ст. в российской металообработке наметился…
ПодробнееПамятки литья мастеров Петербурга ???
26.11.2015Петербургские мастера создавали такие памятки монументальной металлопластики, как например гробница Сергея Радонежского в Троицко-Сергиевой лавре в 1734 году, очевидно, по проекту известного архитектора Мичурина. Также к памяткам того времени относится…
ПодробнееФилигранные и червленые изделия в царской Украине ???
26.11.2015Художественные металлические изделия занимали также важное место и в интерьерах дворянских дворцов. Это были - осветительные приборы из литой золоченной бронзы, начиная от грандиозных подвесных люстр и заканчивая скромными настольными…
ПодробнееУпадок предреволюционного времени ???
26.11.2015Реалистическая скульптура предреволюционного времени нашла в среде талантливых мастеров-уральцев искренних интерпретаторов, они во многом содействовали популяризации произведений скульпторов. Производство, которое воцарилось в Украине со середины XIX ст., резко подняло…
ПодробнееНачатки украинской художественной металообработки
26.11.2015Начатки украинской художественной металообработки непосредственно связаны с традициями искусства Древней Киевской Руси. На протяжении целых столетий металообработка развивалось как народный художественный промысел и как городское цеховое производство в формах художественного литья…
ПодробнееЛьвовские ювелирные изделия
26.11.2015Ювелирное дело с давних времен было художественной профессией. Львовские ювелиры, сведения о которых распространялись уже в XIV ст., в 1595 году входили в объединенный цех литейщиков и маляров. Чтобы добится…
ПодробнееРазвитие Львовского ювелирного дела в 17 веке
26.11.2015Некоторые виды ювелирных изделий, к примеру серебряные пояса, были исконно львовскими. Эти львовские пояса принадлежали к мещанскому и зажиточному слоям населения. Вся поверхность широкого кожаного пояса была исперщена серебряными,…
ПодробнееРазвитие художественного литья Украины средины XVII с
26.11.2015Украинское церковное ювелирное дело к средине XVII ст. в сравнении со светскими золотыми изделиями отличалось сдержанными и скромными формами. В обработке преобладала гравировка, которая иконографически связана с украинской живописью. Именно…
ПодробнееОружейное дело во Львове
26.11.2015Борьба украинского народа с Польшей сопровождалась религиозной борьбой между православием и католицизмом. Искусство православной церкви лишь частично и ограниченно использовало те новые художественные формы, которые шли с Запада. Ренессанс и…
ПодробнееКузнечное и слесарное дело в средневековье
26.11.2015С художественной обработкой металла были тесно связаны кузнечный и слесарский цеха. Существовали три категории слесарей — шпорники, стременщики, замочники. Первая категория изготовливала рыцарские и капланские шпоры, вторые — лошадиные…
ПодробнееПушечное литье в средние века ???
26.11.2015Среди продукции художественного литья существенное место занимало литье колоколов. Колокола играли заметную роль в жизни феодального общества: они звонили на праздники и при торжественных событиях, отсчитывали часы на башнях ратушей,…
ПодробнееЛитье колоколов средних веков в Галиции
26.11.2015Среди продукции художественного литья существенное место занимало литье колоколов. Колокола играли заметную роль в жизни феодального общества: они звонили на праздники и при торжественных событиях, отсчитывали часы на башнях ратушей,…
ПодробнееПамятки художественного литья на Волыни
26.11.2015Вместе с Галицией важной сердцевиной украинского художественного литейного дела в XV-XVII ст. была Волынь. Из истории монументального литья XVI ст. на Волыни сохранилось две памятки. Одна из них — колокол…
ПодробнееТенденции металообработки XVIII столетия
26.11.2015Левобережная Украина и Киев стали центром интенсивного развития всех видов искусства. Металообработка, ювелирное и литейное дело достигли тогда небывалого развития. В новых условиях ювелирное дело…
ПодробнееРазвитие художественного литья в Киеве в XVIII столетии
26.11.2015Главной сердцевиной ювелирного дела в XVII-XVIII ст. был Киев с его многочисленными мастерами-ювелирами. Изделия киевских мастеров, собранные в коллекциях Киевского исторического и Киево-Печерского музеев, отличались высоким уровнем мастерства, но часто…
ПодробнееЗарождение ювелирного дела на Киевщине
26.11.2015Главной сердцевиной ювелирного дела в XVII-XVIII ст. был Киев с его многочисленными мастерами-ювелирами. Изделия киевских мастеров, собранные в коллекциях Киевского исторического и Киево-Печерского музеев, отличались высоким уровнем мастерства, но часто…
ПодробнееВотумные украшения на рубеже веков
26.11.2015На границе между профессиональным и народным ювелирное делом находится такая своеобразная область художественной гравировки и чеканки, как вотумы. Употребление вотумов, распространенных в XVII-XIX ст. в культовой практике как в католической,…
ПодробнееСтилистика вотумных украшений
26.11.2015Рисованные изображения на вотумах попадались довольно редко. Иногда обрамление вотумов очаровывало взор прекрасными образцами растительной орнаментики, мотивами народного искусства. В общем, вотумы были красивыми ювелирными изделиями, которые радовали глаз как…
Подробнее