Историческое значение браслета

Браслет  (фр. bracelet) – это украшение в виде кольца, сплошного, разъемного или составного, носимое, главным образом, на запястье.
Браслеты — одни из самых древних украшений. Известны пластинчатые браслеты из бивня мамонта эпохи палеолита (25 тыс. лет до н. э.).
В украшения женщин из скифской аристократической среды входили широкие золотые пластинчатые браслеты. Сарматские женщины (ШП в. до н. э.) носили браслеты из бронзы, железа, серебра, золота или крупных бус; круглые или овальные в сечении; с тупыми, заостренными, расширенными, в виде шишечки или перевитыми концами.  Золотые браслеты из богатых сарматских погребений — настоящие произведения искусства: плоские с рельефным орнаментом, откидывающейся центральной частью, украшенной драгоценными камнями; спиралевидные с концами в виде головы оленя. Женщины древнейших государств Закавказья, Урарту, Армении носили браслеты с концами в виде стилизованных львиных и змеиных голов. Для готов (прагерманцы, I вв. н. э., Мазовия, Белорусское полесье) характерны серебряные пластинчатые браслеты с сужениемперехватом и продольными валиками с зернью, привесками из монет и миниатюрных топориков, ножичков, ключей. Браслеты древних балтов — с утолщенными концами, из толстой бронзовой проволоки. У голяди — одного из балтеких племен — известны плетеные браслеты и широкие, с реберчатыми выступами, украшенные выемчатой эмалью оранжевого, голубого, синего и преимущественно красного цветов. (IV—VII вв.) У кочевников восточноевропейских степей в XI—XII веках браслеты витые из двух жгутов или ложновитые оканчивались петлевидными утолщениями со вставками из лазурита.
Среди восточных славян в VIX вв. браслеты не были излюбленным украшением. Женский костюм лишь иногда дополнялся браслетами (так же как перстнями и гривнами). Браслеты VVII вв. (склавены) витые, из бронзовой или серебряной полос с утолщенными гранеными и скругленными концами. Браслеты антов — племенной группировки праславянского периода — массивные или полые, с утолщенными концами. Позднее, в IX—XII вв., браслеты довольно широко распространяются среди новгородских словен и радимичей: обычно они проволочные, гладкие или витые, пластинчатые, плетеные и стеклянные. Распространены были также толстые плосковыпуклые и широкие пластинчатые браслеты. Орнамент па пластинчатые браслеты наносили чеканом.
Русские широкие двустворчатые серебряные черневые браслеты-наручи XIXIII вв. обычно украшались гравированным узором, содержащим целые наборы символов воды, земли, солнца, растительного мира, животных и птиц. На ритуальных серебряных браслетахнаручах изображались языческие праздники. На этих браслетах не встречаются христианские изображения. Золотых аналогов им нет. Браслеты предназначались для удерживания на запястьях длинных, доходящих почти до щиколоток рукавов ритуального платья и использовались во время языческих обрядовых праздников — русалий, проводившихся как в зимние, так и в летние («зеленые») святки. Во время «плясок бесовских» рукава спускались и при взмахах рук напоминали крылья птиц. Ритуальный танец исполнялся «спустя рукава».
Браслеты-обручи XIV в. состояли из золотой или простой металлической проволоки, гладкой или свитой вдвое, втрое. Обручи были очень любимы, И. Калита отдает своей дочери Фетинье «…из золота ее матери 14 обручей» . В XVI-XVII вв. на смену обручам приходят браслеты, называемые зарукавьями. Они отличаются от обручей тем, что выполняются из более или менее широкой цепочки. В XVIII-XIX вв, браслеты изготавливали из золота и серебра в сочетании с жемчугом, полудрагоценными и драгоценными камнями; поверх перчаток или длинных рукавов вечерних платьев надевали по два браслета на каждую руку.
В XIX в. носили браслеты с живописными портретами. Изображение иногда закрывалось плоским, шлифованным, как стекло алмазом; он назывался портретным. В 1826 г, графиня Д. X. Ливен с возведением в княжеское достоинство получила браслеты с портретом императора, осыпанные крупными бриллиантами.
В начале XIX в. к полупрозрачным модным бальным платьям надевались ножные браслеты: один — на щиколотке, другой — выше колена. С повседневными платьями, наряду с другими украшениями, носили на запястье руки одиндва браслета. Появились браслеты, броши и серьги, сплетенные из волос любимых людей или умерших близких, в золотых оправах и с нарядными фермуарами, а также медальоны с вложенными в них локонами. В последние десятилетия XIX в. в моде были узкие золотые браслеты со свисающими на тонких цепочках филигранными шариками или с миниатюрным замком; в конце 1880х годов носили десятьпятнадцать тонких браслетов па одной руке. В начале XX в. на каждую руку надевали по одному браслету; ажурному или гладкому с хризолитами, горным хрусталем или жемчугом.
Современные браслеты разнообразны по форме и отделке. Изготавливаются они в виде полос, жгутов, цепочки или ряда цепочек, змейки или двух переплетающихся змей; с сомкнутыми и разомкнутыми концами, с декоративными фермуарами. Для украшения используются разные ювелирные техники: скань, зернь, чернь, эмаль, а также камни, жемчуг, янтарь и стекло.
Как очередной побудительный мотив к покупке новых ювелирных изделий английские ювелиры в 1980е гг. создали гак называемый бабушкин браслет — с награвированными на нем именами внуков. Для облегчения оказания первой медицинской помощи лицам опасных профессий, детям и пожилым людям используются опознавательные браслеты, преимущественно из цепочек крупного плетения с пластинкой, на которой нанесены основные данные владельца: фамилия, имя, отчество, группа крови, адрес.