Цеховое производство на Украине – часть 1

Производственную организацию производства литья металла на Украине в ранние её периоды истории можно проследить главным образом по такой сердцевине, как город Львов, архивы которого сохранили определенное количество сведений об истории ремесленного производства на западноукраинских землях.  Первые цеха, как уже упоминалось, возникли во Льве ещё в XIV-XV вв. В основном они были подобны заподноевропейским; их задачам было поддерживать равенство между мастерами — членами цеха, чтобы никто из мастеров не имел больше определенного количества учеников, не выполнял заказов больше, чем было установлено. Одним словом, цеховая организация стремилась защитить своих членов как и от внутренней, и от внешней конкуренции. Вместе с этим цеховое объединение было организацией, которая отстаивала правовые и общественные интересы ремесленничества в условиях феодального порядка. Как уже упоминалось, самыми старыми из металлообрабатывающих цехов были кузнечные, которые возникли и распространились на Украине непосредственно на базе соответствующих древнерусских производственных организаций.
Позднее, в XV-XVI вв., открываются кузнечного цеха и ремесленники создают новые объединения таких металлообрабатывающих специальностей, как слесарская, котельницькая, литейная, мечницкая, ювелирное дело и др. Но ещё продолжительное время между ними, как и раньше, руководящую роль отыгрывал кузнечный цех.
XVI — первая половина XVII вв. в западных областях Украины характеризуеться дальнейшим развитием цехового производства, главным центром которого остается Львов. Если в предыдущие столетия краковские цеха считали самыми старыми в Польше, то в XVI вв. Львовские цеха уже претендуют на это превосходство в западных землях Украины. В цехах всё больше разворачивается классовая и национальная борьба, которая была частью того освободительного движения украинского народа против социального и национального угнетения, который завершился в середине XVII ст. воссоединением Украины с Россией. Дискриминация украинского ремесленничества началась ещё во время завоевания украинских земель феодальной Польшей. Одним из главных задач украинских братств, которые образовались в XV вв., была борьба за равноправие украинских ремесленников. Но этого равноправия ни тогда, ни позднее не было достигнуто.Украинское ремесленничество большей частью оставалось вне цеховых организаций, испытывая разные ограничения и притеснения.

В XVI-XVII ст. цеховое устройство на украинских землях приобрело завершенные формы. Цеховая организация пользовалась широкими правами, осуществляла надзор за производством и сбытом продукции и рассматривала разные разногласия и конфликты между членами цеха. Под надзором цеховой верхушки находилось не только производственная жизнь, а и общественное и бытовое, что давало ей возможность создавать в ремесленной среде выгодные для себя отношения. Общие нормы цеховой жизни приспосабливались к закрепленным за определенными семьями привилегиям.   Существовали существенные облегчения в обретении цеховых званий для членов семей мастеров. Так для детей и зятей мастеров не была обязательной кчасть подмастерья; для них были уменьшены вступительные взносы. Велось также постоянное ограничение количества мастеров, то есть «заключение» цехов.
Цеховая организация ремесленной работы сохраняла свое прогрессивное значение вплоть до XVI-
XVII вв., регулируя и развивая производство. Процесс упадка цехов начинается И XVIII вв., когда цеховые братства становятся замкнутыми организациями с большим имущественным расслоением между членами. В XIX вв. буржуазные реформы совсем лишили их роли организатора производства.
Кроме ремесленников, объединенных у цеха, в городах всегда были ремесленники, которые не могли попасть в цех из-за постоянного ограничения количества их членов. В западноукраинских землях существовали также религиозные ограничения для тех, кто хотел вступить в цех. Вследствие этого в Львове вне цехов оставалось много украинских, армянских и еврейских ремесленников.
Украинское население средневекового Львова было ограничено в пользовании городскими привилегиями.
Хоть временами в ответ на жалобы украинского мещанства и издавались королевские декреты (например, декрет Стефана Батория от 1572 г.) о свободном вступлении украинских ремесленников в цеха, но такие декреты последовательно не осуществлялись.
Иногда допускалось существование украинских и армянских групп в католических цехах, но обычно не католиков старались совсем отстранить от цеховой жизни. Неравноправие украинских ремесленников подтверждают и цеховые уставы, например, устав золотницького цеха 1600 г. Даже когда в XVIII вв. украинское население Львова уже приняло унию, цеховые уставы как и раньше, затрудняли ему доступ к цехам. Это свидетельствует о том, что религиозные ограничения на самом деле прикрывали национальную дискриминацию. На цеховых сходках запрещалось говорить по-украински. Такой запрет существовал, например, в Перемишльськом объединенном цеху ювелиров, художников и литейщиков.

Металлообрабатывающие объединения, как и другие цеха, состояли из мастеров, помощников и учеников. Ученики литейного ремесла должны были учиться четыре года – дольше, чем в других цехах. После «освобождения» ученик становился подмастерьем, который работал некоторое время у своего мастера, а потом минимум полтора года должен был странствовать как по мастерским своей страны, так и за границей. Вернувшись из странствий, ученик должен был выполнить пробную работу, после чего мог стать мастером, если уже был гражданином данного города .  В цехах художественной обработки металла, как и в других, существовала широкая эксплуатация учеников. Трудные условия обучения в цеховых мастерских были причиной нередких бегств учеников. Об этом свидетельствует постановление цеха львовских мечникив, согласно которому ученики, которые самовольно оставляли роботу у своего мастера, теряли весь свой трудовой стаж и могли быть принятыми на новую работу лишь с разрешения предыдущего хозяина.
До нашего времени дошли лишь некоторые литературные и архивные материалы, которые не дают возможность равномерно и с надлежащей полнотой проследить историческое развитие художественного литья на Украине в эпоху составления украинских народностей. Фрагментарные сведения бросают свет лишь на некоторые эпизоды из истории художественного литья в XIII-XV вв.
С более поздних времен, начиная с XVI вв., к нам дошло значительно больше памяток и архивных материалов, но они в свою очередь касаются преимущественно западноукраинских земель, слабее освещая литьё на Приднепровье и Левобережье.
Однако, несмотря на такую неравномерность, есть возможность очертить главные этапы развития художественного литья на Украине в XVI-XVIII вв. в таких его видах, как монументальное – мелкое литье разных бытовых предметов и литьё из олова.