Технология эмалирования

При слове “эмаль” перед нашим мысленным взором появляется некое многоцветное, драгоценное и сложное явление. В памяти возникают изысканные табакерки с бриллиантами, прелестные миниатюры, роскошная церковная утварь, оклады икон, царская посуда. Все это наполнено цветом, глубоким и ярким, нежным и сочным. Перед нами совершенно необыкновенное искусство. По своей природе эмаль это стекло. Сначала просто стекло, а позднее стекло свинцовое, хрусталь. Именно с применением свинца эмаль обрела прозрачность, блеск и глубину цвета.
В последнее время вдруг возникли какие-то разговоры, что свинец, применяемый в эмали, вреден для здоровья, если эмалью украшена посуда. Замечание более чем неграмотно. Оно недобросовестно. Ведь никто не протестует против хрустальных бокалов, графинов, ваз, компотниц и т. п. А в хорошем хрустале содержание свинца достигает 40 %, чего никогда не бывает в эмалях. Будучи сплавляем в единый материал с кварцем, редкоземельными элементами или окислами металлов, окрашивающими хрусталь или эмаль в тот или иной цвет, свинец утрачивает свою химическую самостоятельность и для здоровья потребителя совершенно безвреден.
На протяжении многих веков человечество разработало множество эмалей и технологий эмалирования. В основе всего их разнообразия лежат три основных вида: перегородчатая, выемчатая и потечная.
Ребра без эмали стоит в 5 раз дешевле, чем аналогичное с эмалью. А произведения ювелирного искусства с применением эмали блестящих мастеров прошлого Фаберже, Овчинникова, Рюкерта, Хлебникова стоят в десятки раз дороже их же изделий без эмали.
Первые эмали использовались человеком взамен цветных камней, которые были довольно редки и требовали сложной обработки. Желание человека сделать украшения более нарядными, внести цвет в их композицию заставило древних художников совершенствовать эмаль и технику изготовления изделий с нею.
Внутри каждого вида имеется множество технологических приемов, используемых разными народами в разное время и характерных для различных эпох.
Так, перегородчатая эмаль может иметь паяные перегородки или вплавленные в массу эмали. Перегородки могут быть из плоских пластинок, круглой проволоки, а также витой проволоки (скани), которая в свою очередь может быть сплющена и превращена в плоскую перегородку с рельефным торцом.
Перегородчатая эмаль может быть шлифованная и нешлифованная. Особый вид перегородчатой эмали это эмаль витражная. Эмаль по скани иногда дополняется зернью и росписью. Выемчатая эмаль, так же как и перегородчатая, бывает шлифованной и нет. Иногда эмаль положена “горкой” и как бы имитирует камни.
Потечная эмаль наносится на гладкую или гравированную поверхность, создавая живописный эффект или ровный фон для живописи (основу для миниатюры). Наносимая на гильошированный фон, т. е’. фон, украшенный механической гравировкой, она дает возможность получить очень красивую ровную поверхность (после шлифовки), сквозь которую просвечивает узор гильошировки.
Все вышесказанное позволяет понять, что ювелирные эмальерные работы очень трудоемки и требуют мастерства, которое достигается лишь опытом. Но главное, как мне кажется, заключается в том, что и ювелирные, и эмальерные работы тесно связаны с огнем.
В средние века ювелиров, кузнецов, стеклодувов и эмальеров считали колдунами. Действительно, метаморфозы, происходящие с материалами в огне, воистину волшебны, и человек, владеющий “огненными” искусствами, даже теперь, в век науки, кажется волшебником. Ведь огонь одна из четырех животворящих стихий. Он уничтожает, но он же и создает. Огонь вносит восхитительные изменения в материалы, соединяет, казалось бы, несоединяемое, рождает новые материалы и новые качества. Слава ему! И слава людям, причастным к “огненному” искусству!
Я бы хотела передать художникам, посвятившим себя нелегкому труду эмальера, мою любовь к эмали, мое животрепещущее отношение к ней.
Однако, к сожалению, блеск и цветовое разнообразие эмали подвигнули разработчиков различных цветных покрытий и красок совершенно незаконно назвать эти краски эмалями.
Слово имеет огромную власть над сознанием человека, действуя незаметно, подспудно. И вот уже можно видеть отношение к эмали (настоящей) как к некоему техническому покрытию.
Если бы мой слабый голос, голос художника, многие годы отдавшего работе с эмалями, помог бы отделить в сознании людей эмаль от всех прочих покрытий, я считала бы, что принесла немалую пользу.
Эмаль не покрытие, не краска. Эмаль драгоценнейший ювелирный материал, удивительное средство образного выражения, дающее массу возможностей художнику, если художник будет помнить о ее волшебных свойствах.