Оригами-творчество

История возникновения оригами идет своим корням в глубокую старину и неразрывно связанная с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известная китайцам задолго к нашей эре. Археологи утверждают, что в 3-4 столетиях к н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумага. Секрет изготовления этого странного материала китайцы могли перенять от Туркмении. В восточном Туркестане мастера умели изготовлять тончайший войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их потом отлавливали ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимать и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами – толченным кусочками коры тутового дерева, размочаленними стеблями бамбуку и получили абсолютно новый материал – бумага. 
Официальной датой “появления” бумаги в Китае полагает 105 г. н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно сохраняли секрет изготовления бумаги; технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Несмотря на это в 610 г. н.э. Странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что “он был богатый знаниями и умел делать бумагу и туш”, добирается к Японии и передает секрет бумагоделанья. Через сто лет японская бумага становится по качеству лучше китайской, появляется во многих мелких мастерских.

Классическое оригами
Санбо – японская ритуальная коробочкаа в период Хейан (794-1185 гг.). Здесь зарождается искусство оригами. Несмотря на то, что бумагу была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства составления. По японськи “ор” – составленный, “ками” – бумага. Интересно, что в японском языке слова “бумага” и “бог” подобные по звучанию – “камы”. Тем самым у японцев возникшая какая-то мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями с составленной бумаге. Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали небольшие кусочки рыбы и овощей, подыми их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах.
Существует легенда, что если сделать 1000 журавлей, тогда сбудется твое желание.В периоды Камакура (1185 – 1333 гг..) и Муромати (1333 – 1573 гг..) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия, придворные, монахи, которые представляли к двору, должны были владеть определенными привычками и в искусстве составления. Записки, составленные в форме мотылька, журавля, или цветы абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось временами выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение составлять стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Разные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.
В период Адзути – Момояма (1573 – 1603 гг..) и Едо (1603 – 1867 гг..) оригами с церемониальным искусства превратилось в популярный вид проведения времени. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них – японский журавлик (цуру) – традиционный символ счастья и долголетие, лягушка, рыба, цветок ирису.
Пахарита – символ оригами во второй половине 19 столетия. Тогда Япония широко открыла двери всему миру; европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами. Однако было бы несправедливо утверждать, что Европа до этого времени совсем не была знакома с оригами. Испания может похвастаться своим собственным независимым открытием некоторых фигурок, например птички – “пахарити”. Самое слово “Пахарита” в Испании имеет два значения – или это название конкретной модели, или это вообще любая фигурка, составленная из бумаги. А искусство составления называется “делать пахарити”.
Известная так называемая “испанская школа”, распространилась и в страны Южной Америки. Она ассоциируется с именем самого большого поэта и философа Мигуеля Уманумо (1864 – 1936), что создал многому фигурок и выпустил две книги с оригами. И все-таки бумага была материалом редчайшим и дорогим. Чаще составляли ткань – вороты ( в костюмах 16 -17 ст.), Чепци и другие голавли уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничная.
В Франции в XIX столетии это искусство появилось на эстраде. В руках фокусников чистый лист бумаги мгновенно превращался в птичку с машущими крыльями. Среди западных любителей оригами можно отметить Леонардо да Винчи, автора “Алисы в стране чудес” Льюиса Керрола, американского илюзионист Гудини. Известно также, что Лев Толстой был знаком с оригами.

Авторское оригами
Однако это революционное развитие оригами началось лишь после Второй мировой войны, главным образом благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизави. Благодаря изобретению им обозначением, оригами можно было передавать письмом. Человек, знакомый с этими обозначениями, сумеет составить фигурку, из которой бы страны он не был. Акира Йошизава изобрел сотни новых, прежде неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство составления может быть авторским, но и содействовал его широчайшему распространению.
Свою лепту в развитие авторского оригами внесли такие мастера со всего мира как Дейв Хлейб (Великобритания), Петер Буда (Венгрия), Ерик Жуазел (Франция), Альфредо Джунта (Италия), Рональд Кох (Сингапур), а также Роберт Ланг и Джон Монтролл (США).
Искусство оригами открыто всему мира. Его подхватывает и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетний дети. Каждый находит в оригами что-то свое. Архитектор – причудливо сечение плоскости, юноша – необыкновенный подарок своей любимой, издатель – спрос на книги по оригами, педагог – возможность стать в глазах своих учеников истинным волшебником, человек преклонного возраста – образ удивиться своих многочисленных внуков, а школьник – радость от необыкновенных занятий.

Техническое оригами
Сегодня оригами уже перестает быть исключительно делом искусства, и открывает для себя новые области применения: оно начинает активно использоваться в бытовом дизайне и даже в науке! Так, Toмоко Фусе, художник оригами, изобрел метод свертывания листа бумаги в цилиндр, который имеет дно, и получил патент на свое изобретение в Соединенных Штатах. Контейнеры для лапши быстрого приготавливания обычно изготовляются с трех или четверых листов бумаги, склеенных вместе. Применяя метод Фусе, такой контейнер можно изготовить только с одного листа, и клей при этом не потребуется. Совершенно очевидно, что такой метод позволит существенным образом упростить производственный процесс и сократить что тратятся на него затраты.