Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Многоликие кресты

Крест – символ христианства.

Крест может быть четырех-, шести- или восьмиконечным; прямолинейным или с расширенными концами фигурной формы. В зависимости от формы различаются основные типы крестов:

византийский – восьмиконечный крест с четкими горизонтальными и вертикальными перекладинами;

славяно-украинский – восьмиконечный, с двумя горизонтальными и одной нижней наклонной перекладиной;

греческий – четырехугольный равносторонний; латинский – четырехугольный крест с нижней вертикальной частью перекладины, большей, чем верхняя;

перевернутый, или петровский – знак св. апостола Петра, распятого на перевернутом кресте “стремглав”, вниз головой. В православии такой крест не употребляется;

андреевский – Х-образный крест, в честь св. апостола Андрея Первозванного, распятого на таком кресте;

иерусалимский – равносторонний четырехугольный крест с маленькими крестиками по углам четырех полей, образованных основным крестом;

процветший – четырех-, шести-, восьмиконечный крест, с растущими от подножья ветками или цветами. Олицетворяет тему Распятия и Воскресения. Иногда ветви опутывают весь крест, усложняя его форму.

У некоторых вариантов крестов в углах, образованных пересечением перекрестий, помещаются лучи (штралы), которые бывают прямыми, в виде языков пламени, цветков или завитков.

Крест корсунский – кольшой крест высотой от 135 до 180 см, с длинной рукоятью, находящийся за престолом в алтаре православной церкви. Четырехконечный каменный крест с концами, оправленными серебром и соединенными проволочками-спиралями [56]. Такие кресты в X-XIV вв. производили в Корсуни (Херсонесе) греческие мастера. На лицевой стороне корсун-ского креста вырезались распятие, лики серафимов; на оборотной стороне – образы четырех евангелистов Матфея, Луки, Иоанна и Марка.

Корсунскис кресты носили в ранней Киевской Руси, иногда они были складными с полостью внутри, куда вкладывались мощи святых или другие реликвии.

Крест-мощевик наперсный – нагрудный полый крест с вложенными в него мощами. Кресты-мощевики были широко распространены в Киевской Руси. Их носили под одеждой и поверх нее. В письменных источниках XII-XIV вв. кресты-мощевики нередко называются “крест-икона” или просто “икона”.

Створчатые кресты-мощевики именовались также эиколпионами.

Кресты-мощевики имели форму четырехконечного креста, или квадрифолия, и состояли из двух створок, соединенных шарнирами на штифтах. Лицевая створка часто изготавливалась из золота, оборотная – из серебра, иногда позолоченного. На лицевой стороне помещались изображения, связанные со страданиями Христа: Распятие, четырех-, шести- или восьмиконечный крест. На оборотной стороне изображались фигуры святых, апостолов, архангелов или гравировались композиции из жизни Богоматери. На оборотной и боковой сторонах крестов-мощевиков могли быть помещены образы небесных покровителей их владельцев. Кресты-мощевики украшались сканым растительным орнаментом, зернью, гравированными и черневыми рисунками. Контуры креста обводились по краю рядом мелких металлических бусин, имитирующих жемчуг, или обрамлялись ложносным жгутом.

Кресты-мощевики в форме квадрифолия издревле входили в состав княжеской “гривной утвари”, очень ценились, носились на золотых и серебряных цепях. Особенно чтились кресты, которыми отцы и деды благословляли своих детей и внуков или которые передавались по наследству. Как известно из духовных грамот, князья оставляли в наследство сыновьям наряду с дорогим поясом, шапкой и бармами нагрудные кресты-мощевики.

Крест наперсный (нагрудный) – крест, носимый на груди поверх одежды как знак отличия духовного сана или заслуг священнослужителя.

Крест напрестольный – крест сравнительно большого размера, от 30 до 40 см высотой с изображением Распятия, находящийся в алтаре на престоле в православной церкви. Изготавливается из дерева в чеканном золотом или серебряном басменном окладе. Иногда это целиком золотой или серебряный полый крест с вложенным в него деревянным крестом. Оклад украшается жемчугом, цветными камнями, медальонами, эмалью.

Напрестольный крест имеет несколько названий: осеияльный, благословенный, благословляющий, воздвизальный. Название “воздвизальный” связано с праздником Крестовоздвижения, установленным в память обретения царицей Еленой в IV в. подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения этого креста “для общего чествования и поклонения”. Напрестольным крестом священник осеняет, благословляет мирян.

Крест нательный (тельник) – крест, получаемый православными христианами при таинстве крещения.

Тельник изготавливается из золота, серебра, простого .металла. Может быть с Распятием или без него, на оборотной стороне иногда помещается надпись: “Спаси и сохрани”. Носится нательный крест под одеждой (на теле) на шнуре или цепочке.

Крест предносный (походный) – деревянный четырех- или восьмиконечный крест (40-50 см высотой) на длинной рукояти, отделанный чеканным или басменным орнаментом, носимый или возимый перед патриархом в торжественных случаях или длительных шествиях.

Крест-энколпион (от греч. холжо – недра, сердце) – нагрудный складной (из двух половин, соединенных шарнирами) полый крест. В кресты-энколпионы вкладывались мощи святых, которые выполняли функцию оберега.

В Древней Киевской Руси XI-XIII вв. бытовали четырехконечные бронзовые, медные, каменные и серебряные энколпионы. На лицевой стороне их чаще всего было выгравировано изображение Распятия с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом, на оборотной – Богородица и святые. Обычно на обеих сторонах были надписи: на лицевой – прославлявшие воскресение Иисуса Христа, на оборотной – молитвы к Богородице с просьбой о помощи.

Позднее, в XVI-XVII вв., кресты-энколпионы использовались не только в качестве оберегов, но и как украшения; вид их изменился. Золотые и серебряные энколпионы стали украшаться драгоценными камнями, эмалью белого, синего и темно-красного цветов, геммами с изображениями Богоматери Оран-ты, св. Георгия и других святых.