Венец – атрибут таинства брака

Венец – головное украшение в виде обруча, кольца. В России прообраз царского венца, в Западной Европе – короны. В Древнем Египте, Греции, Риме венец служил символом высокого положения (иногда его называют венком). Аттический венок VIII в. до и. э., хранящийся в Лувре, – это золотая тисненая лента. Передняя часть античного венца из склепа Горгиппии – города па месте современной Анапы – состоит из золотых листьев и центральной пластины с изображением Афродиты, задняя часть венца – золотая лента. Части золотого венка, найденного в Арташате (Армения, I в. до п. э. – I в. п. э.), – это двадцать два листика, похожих па платановые и четыре – на листья оливкового дерева. Венец не как знак высокого положения, а как один из символов языческого мироощущения и украшение, существовал у многих племен в более поздние времена. Пластинчатый налобный индоиранский венчик носило племя голядь в V-VII вв. Украшения в виде многорядпого головного венчика (“вайнаги”) – часть латгальского костюма VII-XIII вв. Самыми распространенными были ленточные венчики из 3-6 рядов бронзовых спиралей с разрежающими бронзовыми пластинками. Такие венчики известны и у других балтеких племен. Начиная с IX в. появляются жгутовые головные венцы, состоящие из рифленых бронзовых цилиндриков, а с X в. – из крупных бронзовых спиралей. В Х-ХН вв. они часто дополняются бубенчиками и другими подвесками. С XII в. входят в употребление венчики из ткани, расшитые тонкопроволочными спиральками и желтым бисером. Головные венчики племенного образования муромы носились на лбу, они состояли из трех узеньких ремешков со спиральными пронизками, соединенными через некоторые промежутки прямоугольными обоймицами со штампованным орнаментом. Праславяпские племена пеньковской культуры VI-VII вв. (анты) носили венчики, сделанные из тонких серебряных пластин с завернутыми краями. Хорошо сохранившийся головной убор женщин из племени вятичей – это шерстяная лепта, обрамляющая голову, с витой бахромой, спускавшейся ярусом по обе стороны лица. Северянки носили серебряный пластинчатый венчик с мелкими подвесками па лбу. Венчики тонкопластинчатые серебряные или бронзовые, а также из парчовой ткани, иногда со штампованными серебряными блестками – характерная принадлежность словенских женщин Х1-ХШ вв. Позднее, в XV-XVII вв., головные венчики трансформировались н венцы девичьи и просуществовали в некоторых областях России до конца XIX- начала XX в. В светском обществе головные и налобные венчики вернулись как украшения сначала в образе ферроньерки в 1830-х гг., а позднее, в 1860-х гг., в виде золотого обруча или ниток бус на модных “античных” прическах. На балах в конце века обручи носили только девушки, как два-три столетия назад – девичьи венцы их прапрабабушки, будучи в девицах; дамы же надевали золотые и бриллиантовые диадемы. В начале XX в. носили обручи, украшенные камнями. Былое непременно появляется вновь и всегда в новом обличье. Венёц девичий – девичий головной убор в виде обруча, носившийся на распущенных или заплетенных в косу волосах. На Руси в XVI-XVII вв. девичий нарядный венец состоял из обруча, украшенного жемчугом, полудрагоценными и драгоценными камнями. Верхний край венца отделывался замысловатыми фигурными зубцами (“городками”), звездами, репьями. Зубцы на особо нарядных ненцах располагались в два яруса, украшались яхонтами, изумрудами, жемчугом. Ярусы отделялись один от другого жемчужными поясками. По обеим сторонам венца около ушей привешивались рясы – длинные пряди из жемчуга, драгоценных камней с колтами и сережными кольцами. По нижнему краю венца прикреплялась поднизь в виде жемчужной бахромы или сетки с жемчужными или золотыми подвесками. Носили также венцы из золотой проволоки в несколько рядов, иногда украшенные кораллами и драгоценными камнями. Венцы “с городы”, то есть с зубцами по верхнему краю, делались по образу и подобию древнейших царских и считались необходимой принадлежностью убора царевен, а также царских невест с тех пор, как они нарекались таковыми. Венец с круглой тульей, состоявшей иногда из отдельных частей, скрепленных вверху драгоценным камнем, назывался коруной и принадлежал исключительно к царским головным уборам. В народном быту коруной назывался праздничный девичий Простые венцы состояли из широкой матерчатой повязки на каркасе или без него, расшитой золотыми нитями и жемчугом, которая завязывалась на затылке лентами, ниспадавшими на спину. Девичьи венцы всегда были “без верха”, так как “открытые” (непокрытые) волосы считались символом девичества. Венец царский – головное украшение царей, одна из царских регалий. Царский венец состоял из околыша и золотой тульи с крестом на вершине, украшенных драгоценными камнями и жемчугом. Так, у царя Федора Алексеевича был “венец царской золотой; на нем крест золот; в кресте 24 алмаза да на верху и по сторонам и под крестом 4 зерна гурмыцких…”. Царские венцы назывались также шапками. Знаменитый венец Владимира Мономаха описывался так “шапка царская золотая, скапная, Мономахова; на ней крест золот, гладкой, на ней по концам и в исподи 4 зерна гурмыцких…”. Венцы царские носили как цари, так и царицы. С XVIII в. царские венцы стали называться коронами. Большая императорская корона, созданная придворным бриллиантщиком И. Позье и ювелиром Г. Ф. Экар-том для коронации Екатерины II, представляла собой два “ажурные серебряные полушария, скреп-лепные невысоким венцом”, сплошь усыпанные бриллиантами и украшенные двумя рядами прекрасных жемчужин. На вершине короны укреплена темно-красная шпинель, увенчанная бриллиантовым крестом. Количество бриллиантов в короне – около пяти тысяч. Общий вес их – 2858 каратов. Вес короны 1907 граммов.