Веер – признак высокого сана

Веер – это складное опахало.
Уже во 1-м тысячелетии до н. э. в Китае веера вошли в обиход всех слоев населения. Функции веера были самыми разнообразными: он навевал прохладу, им отгоняли мух, он даже применялся в качестве оружия странствующими китайскими монахами. В Древнем Египте и Индии веер считался признаком высокого сана, в Японии – символом военной власти.
На Востоке веера изготавливались из листьев пальмы и лотоса, перьев страусов и павлинов. Позднее их стали делать из ткачи и бумаги, натянутой на твердую рамку; в дальнейшем, в Японии, появились складные веера, которые в XVI в. были перенесены португальцами в Европу и получили там широкое распространение. С XVII века во Франции и Англии создаются цеха веерных мастеров. В XIX в. веера изготавливались во всех европейских странах и употреблялись во всех слоях общества. Существовали даже веера для мужчин и детей. В России в царском обиходе до XVIII в. употреблялись дорогие опахала, украшенные “золотом и каменьями”, в основном привозимые с Востока. Опахало царицы Евдокии Лукьяновны значилось в казне 1640 года: “Опахало перейное черное, черен яшмовой, оправлен золотом, а в золоте в гнездах камышки червчаты, яхонты и лалы и изумруды…”. У царя Михаила Федоровича среди других было “опахаль-цо турское, кругло, перья бело, червчато; черен серебрен, золочен; лопастка с финифты”. Атласные сгибные опахала для царской семьи изготавливались и мастерами Оружейной палаты. В быту русской знати складные веера появились в XVIII в. Наибольшее развитие и популярность они получили в эпоху Екатерины II, когда веер становится необходимым модным аксессуаром светских дам. В это время употребляются ввозные английские, французские и немецкие веера. Для производства отечественных вееров организуются веерные фабрики Петра Филиппова и Владимира Ружнова в Москве. Веера изготавливались из бумаги, пергамента, кружев, шелка, атласа, других тканей, натянутых на ребра из перламутра, слоновой, черепаховой, моржовой или коровьей кости, дерева и прочих твердых материалов. Остов веера декорировался резьбой, гравировкой, золотыми и серебряными накладками, драгоценными камнями, орнаментировался золоченой и серебряной фольгой. В середину вееров вставлялись зеркальца, веера обрамлялись страусовыми и павлиньими перьями. Иногда веер состоял из целых ажурных металлических, костяных, роговых, черепаховых пластин. Тематика росписи вееров была самая разнообразная. Изображались мифологические, пасторальные сюжеты, галантные, жанровые сцепки, портреты. Веера отмечались инициалами, вензелями и гербами владельцев. На одном из самых интерес-пых расписных вееров XVIII века изображены Царскосельский дворец и Эрмитаж, золотой каркас веера украшен эмалью и бриллиантами. На немецком веере 1840-х гг, представлена “Галантная сцена в парке”, перламутровые пластины украшены росписью золотом. Веера играли значительную роль в жизни светского общества. С помощью различных манипуляций веером светские красавицы могли выразить самые изощренные чувства; был разработан целый веерный язык, называемый “маханием”. Одним щелчком веера дама могла пресечь все надежды своего поклонника. Не говоря ни слова, можно было подать знак – “следуйте за мной”. Обмахивание левой рукой означало – “нас видят”, держать веер у левого уха – “оставьте меня в покое” и т. д. Английскому поэту Д. Эдисону (1672-1719 гг.) принадлежит широко известное выражение: “дама без веера все равно, что рыцарь без меча”. Р. Кларк в Лондоне, купивший патент на веер, на обратной стороне которого был изображен своего рода веерный разговор-пик, нажил на этом целое состояние. Оставаясь в памяти символом золотого века европейской истории, веера в XX в. почти исчезли из употребления. Но и сегодня, как свидетельствует С. Адаме в эссе “Язык вееров”: “Войдите в летнюю жару в любой автобус в Риме или Мадриде и, я уверен, вы увидите несколько дам, обмахивающихся веером… Возможно, взгляд поверх веера до сих пор выглядит интригующе”.