Табакерка… где же чертик из нее)?

Табакерка (устар. табатъерка) – маленькая коробочка для нюхательного табака.
В России мода нюхать табак появилась в XVIII в. и продержалась до середины XIX в. Табак нюхали все, как мужчины, так и женщины. Внучка А. Ф. Татищевой вспоминала о бабушке: “нюхала табак, как почти все в наше время, потому что любила пощеголять богатыми табакерками, а у бабушки были прекрасные, золотые, с эмалью и бриллиантами”. Формы и украшения табакерок были самыми разнообразными и диктовались модой, стилем исполнителя, пристрастием заказчика и возможностями материала. Например, в 1770-1780 гг. в Европе наиболее модными были невысокие (менее 3 см) овальные золотые табакерки с эмалью. Табакерки из золота украшались драгоценными камнями, перламутром, эмалями, рельефным рисунком, стальные – гравировкой и инкрустацией золотом различных оттенков, из камня или фарфора – обрамлялись причудливыми золотыми оправами. Иногда драгоценные камни на табакерках расставлялись в таком порядке, что первые буквы их названий составляли слово или фразу, имевшие аллегорический, символический смысл.
Во второй половине XVIII в. табакерки, как и другие предметы, часто покрывались прозрачными цветными эмалями по гильошированной поверхности. Такое сочетание, создававшее переливчатую игру отраженного света, в частности, применялось в Петербурге в мастерской Ж.-П. Адора. Самым распространенным украшением табакерок была живопись по эмали, использовавшаяся не только в качестве элементов декора, подчеркивающих красоту драгоценных камней, но и как самостоятельное, основное украшение. Исторические события (военные сражения, коронации, юбилейные торжества), виды городов, карты, портреты царствующих особ, а также незначительные бытовые сценки – все это отражалось в живописи изящных коробочек. По словам С Н. Тройницкого, табакерки того времени могли быть названы “летописью XVIII столетия”. Крышку круглой табакерки 1780 г., созданной одним из известных ювелиров Петербурга И. Г Шарфом, украшал медальон с золотой росписью, изображающей улей, куст роз и надписью “полезное” – девизом Екатерины II. На крышке табакерки мастерской Ж-Ф.-К. Будде – медальон с портретом Екатерины II, копией с оригинала Ф. С. Рокотова.
Табакерки считались одним из наиболее престижных подарков: их подносили вестникам о восшествии на престол, их жаловали царствующие особы и члены императорского дома к памятным датам в знак признания заслуг, табакерками “отдаривались”. Великий князь Константин Павлович, прибыв в Москву (1797) и испытывая нужду в хороших лошадях, не мог принять их у владельца парусинной и бумажной фабрик Гончарова даром, на чем настаивал последний – это было неудобно. Константин Павлович прислал фабриканту табакерку с бриллиантами, стоящими цену лошади.
После войны 1812 г. появились табакерки в форме барабана с изображением военной атрибутики, трофеев, знамен.