Старинные серьги, что же они значили

Серьги (устар. усерязь, чусы, чуски, ушники.) – украшение для мочек ушей. Серьги на территории Восточной Европы известны с раннего бронзового века (2-3 тыс. лет. до н. э. подкарпатская культура шнуровой керамики). Серьги носили в древнейших государствах Закавказья: Урарту, Армении. Серьги Древней Армении – разомкнутые кольца с концами в виде женских головок – характерны для эллинизма (IV в. до п. э.). В античном Причерноморье (VI в до и. э. – IV в. и. э.) были распространены золотые серьги-диски с рельефными изображениями львиных голов, орнаментированных розеток; в форме калачиков и комбинаций дисков с калачиками и подвесками; в виде сплетенного жгута с головами льва, рыси, грифона и т.д. Серьги скифских аристократок имели вид золотого колечка, украшенного зернью и скапыо; калачика или спирали с высокой дужкой. Б мужских скифских погребениях встречается только по одной серьге. У сарматов наряду с калачиками во II в. появляются золотые серьги в форме амфоры с привесками; позднее, с III в. – калачевидные серьги с многоцветными вставками из камней и стекол. В кочевых гуннских племенах V-VI вв, серьги носили и мужчины и женщины, но мужчины, как у скифов, вдевали одну серьгу (слева). Эти серьги аналогичны скифским, сарматским калачевидпым; византийским, в виде кольца с перевернутой пирамидой зерни; серьги в виде кольца с витым отростком вниз или с бусиной, надетой на отросток. Последние по композиции являются предшественниками русских XVI-XVII вв.
Одно из самых первых упоминаний о ношении серег на Руси содержится в “Истории” крупнейшего византийского автора X в. – Л. Диакона, который пишет, что у великого князя Святослава при встрече с византийским императором И. Цимисхием была в одном ухе золотая серьга, украшенная карбункулом (пиропом – разновидностью граната) в окружении двух жемчужин. В Византии в это время среди мужского населения серьги носили только моряки, а также дети. На Руси в IX-XII вв. предпочитали серебряные или бронзовые серьги в виде кольца с бусиной (одной или тремя) из этого же материала. Хотя серьги известны еще у прас-лавян в IV-VI вв., однако, согласно археологическим материалам, в IX-X вв. они не были широко распространенным украшением среди племен древнерусской народности. В мужских же погребениях серьги (в виде колечка) встречаются как редкое исключение. У южных славян и племен лесной зоны Днепровского правобережья были распространены серьги в виде проволочных колец с подвесками из полых шариков в форме грозди винограда, отделанные зернью и скамью, известные по раскопкам на лесостепное левобережье в древнерусских городищах в Поднепровье.
Серьги из житомирского кургана, датируемые X-XI в., – это кольца с шестью неподвижно закрепленными розетками, состоящими из шариков, нанизанных на проволочные колечки. Серьги XII в., обнаруженные при раскопках Древнего Новгорода, – сканые золотые шарики на крючках. Похожие серьги в виде вопросительного знака с бусиной или спиралькой бытовали у одного из балтеких племен – ятвягов.
В то же время (Х-ХН в.) серьги были широко распространены среди кочевников восточно-европейских степей – торков, берендеев, половцев, вошедших позднее в состав южнорусского населения. Серьги кочевников X-XIII вв. – незамкнутые золотые, серебряные или бронзовые кольца, кольца с биконической про-низкой или дутой шаровидной бусиной, имеющие аналоги среди русских древностей.
К концу XV- началу XVI в. серьги постепенно становятся неотъемлемой частью русского женского костюма. Английский посол Д. Флетчер, путешествовавший по России в конце XVI в,писал, что без серег из серебра или из другого металла и без креста на шее не увидишь ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы. Серег на Руси выпускалось так много, что из среды мастеров-ювелиров выделяются мастера сережники.
Самые распространенные серьги XVI-XVII вв. представляли собой кольцо (швензу), вдеваемое в ухо, к которому прикреплялись один, два или три стержня с надетыми на них просверленными драгоценными камнями и двумя большими жемчужинами на концах. Иногда вместо жемчуга серьги украшались золотыми, дутыми также просверленными бусинами, называемыми бубенчиками, или каточками – литыми бусами. В зависимости от количества стержней, подвешенных к кольцу, серьги носили названия: одинцы, (одиночки), двойчатки (двоиики, двоечки), тройчатки. Иногда серьги носили название по способу крепления в них камня.
Серьги, в которые камень вставлялся как в лапку, назывались серьги-лапки. Другие серьги, в которых к ушному кольцу прикреплялась запона-бляха с драгоценным камнем посередине, носили название серьги-запоны.
Серьги украшались подвесками в виде колодок, шариков, птиц, цветов. Серьги с подвесками, напоминающими по силуэту орлов, назывались орликами. Образ птицы в серьгах зачастую играл главную роль. Крупные ссрътн-голубцы силуэтом напоминали одну или двух птиц, обращенных друг к другу спинками. Украшались серьги-голубцы жемчужинами, бусинами, перламутром, сканым орнаментом, иногда с эмалью.
Серьги-голубцы. По воспоминаниям иностранцев, на Руси в XVI-XVII вв. носили длинные серьги, длина их бывала до двух дюймов (5 см) и более. Простые женщины носили медные серьги, богатые – золотые с изумрудами и яхонтами (рубин, сапфир, аметист, гиацинт), жемчугом с множеством мелких камней, которые назывались искрами. Серьги XVIII в. отличались большим количеством цветных камней и бриллиантов, с разъемными замками, которые также, как и сама серьга, украшались камнями. Заметно увлечение недрагоценными узорчатыми камнями; в серьги вставлялись халцедон, агат, горный хрусталь. Дешевые серьги выпускались с ограненными цветными стеклами. В конце XVIII- начале XIX в. среди женщин богатого сословия были особенно популярны сканые серьги с грушевидными подвесками и серьги, выполненные из жемчуга, часто в сочетании с большим количеством бриллиантов. В Европе носили массивные алмазные серьги – жирандоли (фр. girandole), по виду напоминавшие канделябры (откуда и получили свое название) с крупными алмазными и жемчужными подвесками; серьги бриолез с качающимися подвесками. В России и Европе в XVIII-XIX вв. использовали в украшениях большое количество драгоценных сверкающих камней в филигранной оправе. Для изготовления серег применялся такой необычный металл, как тонкий чугун.
В конце XIX в. модны серый с черным агатом в составе агатового “убора” (серьги, брошь, кольцо, ожерелье), серьги с подвесками и серьги из одного или двух вставленных одно в другое колец, усыпанных мелкими драгоценными камнями, кораллами, жемчугом. Серьги – “калачики” в виде дутых калачей, гладких или декорированных гравировкой, характерны для Костромы XIX-XX вв. Они повторяют форму лунниц. В начале XX в. модны небольшие серьги с бирюзой, кораллом, жемчугом, янтарем, агатом в комплекте с кольцом.
Современные серьги отличаются большим разнообразием камней и ювелирных техник. Выпускаются серьги с натуральными, выращенными и цветными камнями. По способу ношения различают серьги -иуссеты, которые крепятся к мочке уха с помощью винта или штифта; серьггi-клипсы удерживаются без прокалывания с помощью клипсового зажима. Маленькие гладкие проволочные серьги, которые носятся для того, чтобы не зарастал прокол в ухе, в России называются гигиеническими, в Англии – спальными.
Новыми элементами, меняющими фасон серег, являются так называемые “жакетки для серег” (англ. ear-ring jack). Это декоративные сменные насадки (с отверстиями в центре) к серь-гам-пуссетам. “Жакетка” прикрепляется к замку серьги, зрительно ее увеличивая. Насадки изготавливаются в форме цветов, листов, розеток и пр. Меняя насадку, женщина может каждый раз изменить облик серьги.