Пояс – кушак

Пояс – полоса из кожи, ткани или металлических элементов для под-поясывания одежды, часто с пряжкой.
Датировать появление поясов как атрибута одежды затруднительно, но среди энеолитических культовых статуэток племен трипольской культуры (Украина, 3,5 тыс. л. до н. э.) имеются фигурки мужчин с изображением пояса и перевязи. Обычный набор украшений для поясов, использовавшихся в быту до средневековья включительно, – это пряжка, наконечник и накладные металлические бляшки. Варьируются ширина пояса, накладные элементы, их стилевое исполнение. Скифские мужские пояса, кожаные, широкие (до К) см, а иногда и до 15), простые или с набором тонких узких железных или бронзовых пластинок, нашиваемых вертикально с напуском одна на другую (VI в. до н. э.). Некоторые пластины более крупные, с отверстиями для подвязывания ремней, на которых висело оружие. Иногда пояса украшались бляшками в “зверином” стиле.
Сарматские пояса, в отличие от скифских, не были частью вооружения. У сармат существовали кожаные наборные пояса из полосок кожи размером 3,5×1 см, которые сшивались длинными сторонами бронзовой проволокой крест-накрест, а по краям пояса места стыков закрывались бронзовыми обоймицами.
Кочевники V-VII вв. украшали свои ремни многочисленными бляшками и наконечниками со вставками из камней и стекол. Роскошь пояса была знаком достоинства, как и в более поздние времена на Востоке. Женские пояса были уже мужских. Поясные наборы кочевников IX-XII вв. намного скромнее. Это бронзовые лировидные пряжки, наконечники и бляшки, квадратные с прорезями, сердцевидные и серповидные. Сбруи коней украшались роскошней, чем пояса.
Женщины древнегерманских племен носили широкие (до 7 см) пояса с большими нарядными пряжками, которые наряду с застежками были их любимым украшением (как и у мужчин).
Муромские и марийские женщины носили кожаные пояса, в то время как у соседей кожаные пояса – принадлежность мужчин. Пояс муромской женщины перемежался обоймицами с шумящими подвесками. Марийские женщины украшали пояса подвесными ремешками (до 6 шт.) и бляшками из серебра с позолотой. К поясам крепились кошельки, сумочки, в которых носили монеты, огниво с кремнем, амулеты. Кошельки расшивались бисером, серебряными нитями.
У скловен (праславяне) пояса отделывались бляшками самых различных форм: двухщитковыми, круглыми выпуклыми, колоколообразными, с прорезным орнаментом, в виде фигурок птиц.
Разнообразие набора сохраняется у древнерусских племен и в более позднее время. Наборные пояса с бронзовыми бляшками в X-XI вв. были отличием воинов. Наконечники ремней в Древнем Новгороде (длиной 5-6 см) украшались гравировкой, рельефным орнаментом, также как и поясные бляшки. Известны литые накладки на кожаный ремень в виде “человеческих личин” (XV в).
Пояса на Руси были обязательным атрибутом одежды, их щедро украшали. Бояре и князья имели пояса из дорогих материй, полосатые с узорами; украшенные драгоценными камнями, серебряными бляхами, которые назывались плащами. На плащах чеканились изображения зверей, птиц, всадников. Частью пояса были капторги и тузлуки, заимствованные у татар. Капторгами назывались металлические футлярчики, тузлуками – мешочки для соли. Иногда к поясу привешивалась калита (мешочек). У Великого князя Московского Ивана Калиты был пояс из сердолика, окованный золотом, у Дмитрия Донского – золотой, называвшийся по-монгольски “татаур” (т. е. надеваемый поверх одежды).
Роскошно украшенные, драгоценные пояса передавались по наследству. Великий князь Василий Дмитриевич завещал сыну-своему Василию “пояс золот с каменьем, што ми дал отец мой да другой пояс, да третий пояс ему же на синем ремепи”. В средневековой Руси пояс определял положение в обществе, как и на Востоке, он был знаком особого достоинства. В старославянском языке существовало выражение “пояса отрешити”, что означало – исключить из воинской службы, разжаловать. Известен исторический эпизод, когда в 1433 году на свадьбе великого князя Василия великая княгиня Софья Витовтовна нанесла смертельное оскорбление князю Василию Косому – она прилюдно сорвала с него пояс. Этот “золотой пояс с цепями, осыпанный драгоценными каменьями” много лет назад в 1367 году был коварно украден у великого князя Дмитрия Донского, о чем Софье и сообщил ростовский наместник. С тех пор пояс не раз переходил из рук в руки, поменял многих владельцев и в конце концов достался Василию Косому, который мог и не знать истории его происхождения. Произошла ссора. Князья Василий Косой и Дмитрий Шемяка с гневом покинули торжество, отправились в Галич и собрали войско. Ответом на оскорбление была жестокая междоусобная война. Повод к войне в глазах современников был достаточно серьезен, а оскорбление должно было быть отомщено.
В Европе в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) модны были “серебряные пояса, состоявшие из отдельных подвижно соединенных звеньев” с ажурными элементами. Истинным произведением искусства были золотые и серебряные пояса XVI в. с воздушным филигранным узором, декорированные эмалью, драгоценными камнями и жемчугом.
В XVIII в. в России появляются серебряные золоченые пояса из отдельных прямоугольных звеньев с накладным рельефным прорезным орнаментом в виде птиц, цветов, листьев, завитков. Тканевые пояса назывались кушаками. На рубеже XVIII- XIX вв. на женских платьях носили тканевые пояса, иногда украшенные бляшками, декорированными камнями.
В начале XIX в. были в моде ажурные золотые пояса с камеями на пряжках. На завышенной талии “воздушных” платьев носили тканевые пояса с бантом, который мог располагаться сзади, на боку или спереди. Иногда пояса обшивались по краям тесьмой или жемчугом. На платье из белого кашемира императрицы Марии Федоровны (1820) был пояс, украшенный тесьмой с красным кантом и такой же бант спереди. В середине века носили тканевые пояса из витого жгута с кистями на концах, а также широкие “складчатые”, как бы гофрированные, мода на которые продержалась до начала XX в.
В 70-х годах двадцатого века пояса к повседневным платьям – с металлическими, пластмассовыми пряжками разной формы, иногда обтянутыми тканью. Нарядные пояса состоят из декоративных пластин, часто ажурных, и украшаются камнями, стеклами. Иногда пояса целиком выполняются из ограненных стекол разных цветов или стекол под жемчуг. Металлические пряжки на нарядных поясах также декорируются стеклами или камнями. В 1980-е годы модны пояса из крупнозвенных цепочек, к которым иногда подвешивались декоративные элементы в виде различных фигурок и утилитарных предметов.