Подсвечник – шандал

Подсвечник – подставка под одну или несколько свечей. В старину наряду с подсвечником употреблялось название шандал (перс. – большой подсвечник), или шандан, шендан.
В отсутствие электрического освещения подсвечники были важнейшим элементом интерьера, формирующим в единстве с другими предметами художественного убранства облик помещения, его атмосферу. Различали стенные подсвечники и стоячие, столовые, которые часто входили в состав столовых сервизов.
В XVII в. даже в царском быту стенные подсвечники употреблялись только в парадных случаях. Они были, как правило, заграничной работы и поступали в казну в составе даров иностранных посольств. Наиболее широко были распространены подсвечники в виде мифологических и аллегорических фигур. Например, один из настенных подсвечников в описании современника выглядит следующим образом: “птица, вверху позолочена, сама себя ест; в середине два человека, мужеской пол в левой руке держит рукавицу перщатую, а женский пол держит мужика по правую руку”. В XVIII в. появляются жирандоли (фр. – girandole) – большие хрустальные фигурные подсвечники для нескольких свечей. Жирандоли середины века грушевидной формы с убором в виде листьев, розеток, звезд. Жирандоли второй половины века украшались золочеными бронзовыми бусами, хрустальными гирляндами, стразами. Нередко основание жирандоли выполнялось в виде вазы на подставке. В конце XVIII- начале XIX в. широко распространены подсвечники из золоченой художественной бронзы, бронзы с малахитом, эмалью, патинированной бронзы, меди, камня, хрусталя, дерева [90]. В интерьерах жилищ бытует великое множество самых различных подсвечников: напольных, для зеркал, в составе письменных приборов и т. д. Их формы последовательно отображают художественные вкусы эпохи.