Оклады иконы

Оклад евангелия – украшение переплета основной книги христиан – Евангелия (греч. evavyeXiov – благая весть).
Оклады Евангелия украшаются по-разному. В XVII-XVHI вв. переплеты обертывались шелком, бархатом, золотными тканями, украшались металлической каймой. В центре верхней крышки переплета помещалась цата в виде бляхи, называемая средником, по углам – наугольники.  На среднике изображались Воскресение, Распятие или Деисус, по углам – фигуры евангелистов. На нижней крышке помещались средник со священными изображениями и наугольники. По углам нижней крышки приделывались ножки, которые предохраняли от повреждений лежащий на престоле под Евангелием Антиминс*. Часто переплет Евангелия целиком оковывался чеканным или резным окладом из серебра и золота с драгоценными камнями, дробницами с живописными эмалевыми изображениями святых. Верхняя и нижняя крышки запирались литыми застежками. К книге Евангелия обычно прилагался шитый золотом, унизанный жемчугом и драгоценными камнями узол – заставка с несколькими закладками из лент. Историк И. Е. Забелин так описывает одно из Евангелий XVII в.: “Евангелие, верхняя с средником и с Евангелисты, серебряная, золочена выбойная, на шесть каменей обложены серебром. В нижней средина с наугольники серебряные, выбойные; застежки серебряные литые”. Порядок расположения украшений на переплете Евангелия практически сохраняется в XIX-XX вв.
Оклад иконы – драгоценное украшение иконы, обрамляющее живописное изображение.
В Древней Руси оклады икон были гладкие, резные, чеканные, сканые и басменные. Окладом закрывали только края или поля иконы. До XVII в. изображения святых на иконах окладом не закрывались, так как “письмо чтилось с особым благоговением”, но наряду с полями окладывали верхнюю часть иконы над изображениями. Такие оклады назывались оплечиками или оплечьем. Оклады на полях старинных икон украшались дробницами с резным черневым изображением святых, скаными узорами, финифтью, драгоценными камнями и бисером. В 1508 г. при освящении кирпичной церкви Николы в Москве в ней была помещена икона Николы Гастунского, особо чтимая Василием III, украшенная “златом и камением дорогим и бисером”.
Риза – часть оклада, закрывающая одежду святых на иконе, – появилась в XVIII в.
Сплошные оклады, которые оставляли открытым только живописное изображение ликов и рук святых, в это время встречаются крайне редко. Они получают широкое распространение к концу XVIII и в XIX-XX вв.
Венцы над головами святых украшались запонами и репьями с дорогими камнями. К венцам привешивались рясны из жемчуга, гривны и цаты, иногда с фигурно вырезанным краем. С особой роскошью украшался образ Богородицы. На венец этой иконы возлагался убрус (платок), низанный жемчугом, риза Богородицы украшалась ожерельем из камней и нарядным зарукавьем.
Современные иконы одеваются обычно сплошным чеканным или сканым окладом, декорированным стеклами, смальтой и эмалью, реже – драгоценными камнями.