Многоликие кресты

Крест – символ христианства.
Крест может быть четырех-, шести- или восьмиконечным; прямолинейным или с расширенными концами фигурной формы. В зависимости от формы различаются основные типы крестов:
византийский – восьмиконечный крест с четкими горизонтальными и вертикальными перекладинами;
славяно-русский – восьмиконечный, с двумя горизонтальными и одной нижней наклонной перекладиной;
греческий – четырехугольный равносторонний; латинский – четырехугольный крест с нижней вертикальной частью перекладины, большей, чем верхняя;
перевернутый, или петровский – знак св. апостола Петра, распятого на перевернутом кресте “стремглав”, вниз головой. В православии такой крест не употребляется;
андреевский – Х-образный крест, в честь св. апостола Андрея Первозванного, распятого на таком кресте;
иерусалимский – равносторонний четырехугольный крест с маленькими крестиками по углам четырех полей, образованных основным крестом;
процветший – четырех-, шести-, восьмиконечный крест, с растущими от подножья ветками или цветами. Олицетворяет тему Распятия и Воскресения. Иногда ветви опутывают весь крест, усложняя его форму.
У некоторых вариантов крестов в углах, образованных пересечением перекрестий, помещаются лучи (штралы), которые бывают прямыми, в виде языков пламени, цветков или завитков.
Крест корсунский – кольшой крест высотой от 135 до 180 см, с длинной рукоятью, находящийся за престолом в алтаре православной церкви. Запрестольный крест, как правило, деревянный, покрытый золотым или серебряным басменным листом. Украшается образами Богородицы и евангелистов. Устанавливается в церкви в момент ее освящения. Запрестольные кресты называются выносными. Во время торжественных шествий и крестных ходов их выносят из храма и несут перед иконами и хоругвями.
Четырехконечный каменный крест с концами, оправленными серебром и соединенными проволочками-спиралями [56]. Такие кресты в X-XIV вв. производили в Корсуни (Херсонесе) греческие мастера, а затем по их образцам – русские мастера. На лицевой стороне корсун-ского креста вырезались распятие, лики серафимов; на оборотной стороне – образы четырех евангелистов Матфея, Луки, Иоанна и Марка.
Корсунскис кресты носили в ранней Руси, иногда они были
складными с полостью внутри, куда вкладывались мощи святых
или другие реликвии.
Крест-мощевик наперсный – нагрудный полый крест с вложенными в него мощами. Кресты-мощевики были широко распространены на Руси. Их носили под одеждой и поверх нее. В письменных источниках
XII-XIV вв. кресты-мощевики нередко называются “крест-икона” или просто “икона”.
Створчатые кресты-мощевики именовались также эиколпионами.
Кресты-мощевики имели форму четырехконечного креста, или квадрифолия, и состояли из двух створок, соединенных шарнирами на штифтах. Лицевая створка часто изготавливалась из золота, оборотная – из серебра, иногда позолоченного. На лицевой стороне помещались изображения, связанные со страданиями Христа: Распятие, четырех-, шести- или восьмиконечный крест. На оборотной стороне изображались фигуры святых, апостолов, архангелов или гравировались композиции из жизни Богоматери. На оборотной и боковой сторонах крестов-мощевиков могли быть помещены образы небесных покровителей их владельцев. Кресты-мощевики украшались сканым растительным орнаментом, зернью, гравированными и черневыми рисунками. Контуры креста обводились по краю рядом мелких металлических бусин, имитирующих жемчуг, или обрамлялись ложносным жгутом.
Кресты-мощевики в форме квадрифолия издревле входили в состав княжеской “гривной утвари”, очень ценились, носились на золотых и серебряных цепях. Особенно чтились кресты, которыми отцы и деды благословляли своих детей и внуков или которые передавались по наследству. Как известно из духовных грамот, князья оставляли в наследство сыновьям наряду с дорогим поясом, шапкой и бармами нагрудные кресты-мощевики. Так, в духовной грамоте великого князя Ивана Ивановича (1538) среди прочих вещей указывается серебряный квадрифолийый крест-мощевик, названный иконой, с лицевым изображением Распятия и оборотным – святого Александра: “А се даю сыну своему, князю Димитрию: икону святый Олександръ, чепь золоту врану с хрестом золотым…”. В XVI в. кресты-моще-вики четко оговаривались в приданом на сговоре перед свадьбой: “Да образ Рождество Пречистые… да икона воротная серебряная с мощами”. Наперсные кресты-мощевики часто прикладывались к чудотворным иконам-заступницам. Большинство из них сохранилось именно в составе иконного приклада. Наряду с наперсными крестами-мощевиками в монастырях и церквах святые мощи вкладывались в напрестольные кресты, храмовые иконы, оклады напрестольного Евангелия. В ризнице ставропигиального Симонова монастыря в Москве хранился большой золотой напрестольный крест-мощевик с мощами преподобной Анны, украшенный яхонтами, изумрудами и алмазами. На рукоятке вырезана надпись: “Сей животворящий крест Господень построен повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича… в Симонов монастырь из их московского золота, лета 7189 [1681]”.
Крест наперсный (нагрудный) – крест, носимый на груди поверх одежды как знак отличия духовного сана или заслуг священнослужителя.
В России до Петра I наперсный крест носили цари и патриархи. В XVII-XVIII вв. он был знаком отличия разных чинов высшего духовенства и представлял собой четырехконечный крест с Распятием на лицевой стороне.
Наперсный крест жаловали и за особые заслуги перед Отечеством. 11 декабря 1790 г.. во время штурма Измаила, Полоцкий пехотный полк, выдвинутый из резерва на помощь казачьей колонне, потерял командира. Большинство офицеров были убиты или ранены. Полк повел на штурм укреплений у Бендерских ворот полковой священник с крестом в высоко поднятой руке и призывом: “Умрем за веру нашу и землю русскую!” За этот подвиг священник Трофим Егорович Куцинский был награжден усыпанным бриллиантами наперсным крестом на Георгиевской ленте. История сохранила много имен военных священников, отличившихся в сражениях и награжденных наперсными крестами и военными орденами и медалями. Они шли в бой вместе со своими духовными детьми, и их оружием были только крест, имя Бога и личный пример.
В 1797 г. император Павел I установил для протоиереев и священников серебряный позолоченный крест с Распятием. Указом Священного Синода от 24 февраля 1820 г. русским священникам, отбывающим за границу, выдавались богато украшенные драгоценными камнями особые кресты из Кабинета императора, называемые “кабинетными”. Они выдавались и в качестве награды некоторым священникам, не выезжающим за пределы России. Священники, прослужившие не менее семи лет в заграничных приходах, а также придворные священники награждались из Кабинета императора золотыми крестами – с Распятием и царской короной.
Государственным указом от 14 мая 1896 г. в церковное употребление как знак отличия священника и иеромонаха был введен серебряный восьмиконечный (для протоиереев с украшениями) крест с изображением Распятия на лицевой стороне. Все священники, участвовавшие в войнах 1812-1814 и 1853-185бгг., были награждены бронзовыми наперсными крестами на Владимирской ленте. Лица, окончившие духовную академию, кандидаты и магистры, после принятия духовного сана получали от Священного Синода магистерские или академические кресты: кандидаты – серебряные, магистры – золотые. Это были равноконечные кресты с пучком лучей между перекрестиями и изображением Спаса Нерукотворного на лицевой стороне. Носили эти кресты на короткой цепочке, прикреплявшейся к вороту рясы. Такие кресты назывались еще воротными. В награду светским лицам давались кресты св. Анны и св. Владимира на лентах, эти кресты назывались орденами.
Крест напрестольный – крест сравнительно большого размера, от 30 до 40 см высотой с изображением Распятия, находящийся в алтаре на престоле в православной церкви. Изготавливается из дерева в чеканном золотом или серебряном басменном окладе. Иногда это целиком золотой или серебряный полый крест с вложенным в него деревянным крестом. Оклад украшается жемчугом, цветными камнями, медальонами, эмалью.
Напрестольный крест имеет несколько названий: осеияльный, благословенный, благословляющий, воздвизальный. Название “воздвизальный” связано с праздником Крестовоздвижения, установленным в память обретения царицей Еленой в IV в. подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения этого креста “для общего чествования и поклонения”. Напрестольным крестом священник осеняет, благословляет мирян.
Крест нательный (тельник) – крест, получаемый православными христианами при таинстве крещения.
Тельник изготавливается из золота, серебра, простого .металла. Может быть с Распятием или без него, на оборотной стороне иногда помещается надпись: “Спаси и сохрани”. Носится нательный крест под одеждой (на теле) на шнуре или цепочке.
Крест предносный (походный) – деревянный четырех- или восьмиконечный крест (40-50 см высотой) на длинной рукояти, отделанный чеканным или басменным орнаментом, носимый или возимый перед патриархом в торжественных случаях или длительных шествиях.
Крест-энколпион (от греч. холжо – недра, сердце) – нагрудный складной (из двух половин, соединенных шарнирами) полый крест. В кресты-энколпионы вкладывались мощи святых, которые выполняли функцию оберега.
В Древней Руси XI-XIII вв. бытовали четырехконечные бронзовые, медные, каменные и серебряные энколпионы. На лицевой стороне их чаще всего было выгравировано изображение Распятия с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом, на оборотной – Богородица и святые. Обычно на обеих сторонах были надписи: на лицевой – прославлявшие воскресение Иисуса Христа, на оборотной – молитвы к Богородице с просьбой о помощи.
Позднее, в XVI-XVII вв., кресты-энколпионы использовались не только в качестве оберегов, но и как украшения; вид их изменился. Золотые и серебряные энколпионы стали украшаться драгоценными камнями, эмалью белого, синего и темно-красного цветов, геммами с изображениями Богоматери Оран-ты, св. Георгия и других святых.