Митра архиерея

Митра (греч. juirpa – шапка, пояс, шарф) – головной убор архиерея. Им также награждаются архимандриты, протопресвитеры и протоиереи. Митра представляет собой высокую куполообразную твердую шапку, украшенную парчовым шитьем, бархатом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, образами Христа, Богородицы и евангелистов. Архиерейская митра увенчана крестом. По убранству митра подобна царскому венцу и символизирует не только высокое положение архиерея, но него “собственную покорность Евангелию Христову”.
Существует несколько версий относительно появления митры как головного убора священнослужителей. Симеон, архиепископ Солунский (XV в.), предполагал, что митра появилась как подражание головному убору ветхозаветных первосвященников – китару. По другой версии, митру в виде венца подарил своему духовному отцу, святейшему Сильвестру, первый из христианских царей – Константин. Когда же Сильвестр из смирения отказался, царь заставил его надеть свой лоран (повязку, которую древние цари носили на голове). По третьей версии, митра символизирует терновый венец на голове Иисуса Христа.
Впервые митру в виде короны, богатого царского головного убора, стали носить в IV в. римские папы. До XII в. такие митры-короны носили александрийские, позднее константинопольские патриархи. Митрополиты и епископы носили простые венцы в виде повязок (митры-повязки), клобуки (головной убор монаха – камилавка с покрывалом) и шапки. На Руси священнослужители до XV в. носили только клобуки. С XV столетия русские архиереи стали носить митры-шапки, наподобие княжеских, отороченные мехом, украшенные шитьем и иконами. В середине XVII в. в православной русской церкви появляются митры, похожие на короны византийских царей, иногда с ободом в виде зубчатого венца. С 1705 г. митра становится головным убором не только архиереев, но и всех архимандритов. В 1797 г. Павел I издал указ, по которому митру в качестве награды давали особо заслуженным протоиереям. Митра современного вида бытует в Православной Церкви с XVIII в.