Ковшик для подношений

Ковш – самобытный русский национальный сосуд ладьевидной, овальной или круглой формы, с приподнятой ручкой. Употреблялся для питья меда, браги, пива.Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц – лебедей, гусей, уток.  Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV в. новгородскими мастерами. Золотые ковши впервые упоминаются в духовной грамоте сына Ивана Калиты: “…ковш великий золот гладкий”. Расцветом производства золотых и серебряных ковшей на Руси считаются XVI-XVII вв.Ковши различались по назначению и имели разные названия: “ковши-питьи, выносные, хоромные, жалованные, ковши-лебеди, ковши погребные, водосвятные, подручные, медвяные”.Ковши-питъи были небольшие (200 г) и предназначались для питья в обычном обиходе одним человеком.Ковши-выносные были значительно больше и употреблялись в XVI-XVII вв. в обряде провозглашения “заздравных чаш” на пирах наряду с чарками, чашами и братинами. Выносной ковш украшался венцом с надписями и орнаментом, чеканными изогнутыми “ложками”; на дне ковша была мишень. Ручка декорировалась прорезным или черневым орнаментом, по краям обнизывалась жемчугом, а в центре ее вставлялся драгоценный камень.Ковши хоромные представляли собой ковши-питьи для каждого члена царской семьи. Это были гладкие серебряные ковши с пометкой “ковш хоромный” и именем владельца, с чеканным двуглавым орлом на дне.Наименование ковш-лебедь определялось особенностью формы сосуда.Ковши погребные назывались так по месту хранения у “погребного ключника”, ими пользовались для зачерпывания из бочек в погребах.Серебряные ковши водосвятные служили для питья освященной воды в храмах. Такие ковши изготавливались специально для церквей и монастырей или жертвовались им. Как водосвятные (или служащие) до наших дней дойти пиршественные ковши и чарки. В храмах и монастырях из них приобщались святой воды, после причастия подносили “теплоту” (теплую воду с вином), называвшуюся еще “укропом”. Поэтому в монастырских описях эти ковши и чарки иногда именовали укропницами или укропниками.Ковши жалованные преподносились (жаловались) на крестины, в награду за услуги, за сборы пошлин, за участие в боях, за заслуги перед Отечеством. Купцам жаловали ковши за прибыль от государевых товаров. Для пожалования серебряную посуду и, в частности, ковши брали из царской казны. До середины XVII в. ковши жаловались в торжественной обстановке, при государе, у стола в Столовой, Передней или Крестовой и других палатах Московского Кремля. Со второй половины XVII в. жалованные ковши стали украшаться (по специальному трафарету) изображением двуглавого орла и надписью с царским титулом, именем награждаемого и перечислением его заслуг. Присутствие царя при вручении награды было уже необязательно.Ковши жаловались митрополитами и патриархами. В 1629 г. серебряным ковшом был пожалован Дмитрий Сверчков – за то, “что он делал в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы железные затворы к окошкам”.Ковши дарились богатыми гражданами монастырям, церквам. Два именных ковша XV в. хранятся в Троице-Сергиевой лавре. Один из них принадлежал посаднику Г. К Посахно, второй – полководцу и дипломату П. М. Плещееву. Оба ковша выполнены в форме широкой ладьи с ручкой в виде листа. По краю первого ковша сделана резная надпись: “А се ковш посадника новгороцкого Григория Кюриловича”. На дне ковша Плещеева лаконичная надпись сложной вязью в круге: “Петр Михайлов”. На бытовых ковшах, кроме именных, помещались надписи с текстом народных пословиц и поговорок, например: “При совету мудр, а при беседе буди смирен, смирение бо мати мудрости и разуму и вам добрым делам”.Со второй половины XVIII в. форма ковша изменяется, он поднимается на ножки в виде шаров, ручка и носик украшаются литыми фигурами орлов. Ковш теряет свое значение сосуда для питья уже в XVHB. И позднее используется в качестве подношений.