Косник – накосник

Косник (накосник) – женское украшение для кос.
Накосники – древнее украшение, они были широко распространены среди угро-финских племен Поволжья.
Косники ранних булгар (IX в.) состояли из надетых на ремешки специальных бронзовых пронизок и литых шумящих подвесок. Более поздние – из булгар-ского города Биляр выполнены в виде двух литых блях с подвесками из подобных же блях, но меньшего размера. Аналогичные накосники были распространены и у древних венгров. Накосники бытовали среди многих тюркоязычных народов. Для татарок-мусульманок они были обязательными независимо от возраста, у крещеных татарок – исключительно девичьим украшением. В Казанской губернии их носили вплоть до начала XX в. Наиболее распространенные косники в виде сложных подвесок из монет или блях, ажурных со вставками из самоцветов вплетались в косы с помощью прикрепленной к ним тесьмы. При движении женщины они звенели, по этому звуку идущую татарку можно было услышать раньше, чем увидеть. Накосники другого типа – это одна широкая или несколько, иногда соединенных перемычками, полосок материи с нашитыми на них рядами монет или пластинок. К концам зачастую привешивались колокольчики, кисти или бляхи. У мордвы аналогичные накосники известны с X века.
На Руси косник был частью девичьего головного убора и в XV-XVII веках подавался вместе с венцом. Один из видов косника, употребляемый до наших дней, – это украшающий косы бант с распущенными концами. Вместо банта часто вплетали бахрому или шелковую, золотную или жемчужную кисть с ворворкой.
У богатых девушек к ленте, вплетаемой в косу, привешивалась золотая или серебряная пластинка, обнизанная жемчугом, но тоже с ворворками и жемчужными или золотными кистями. Косинки царевен украшались изумрудами и рубинами. В 1636 г. царь Михаил Федорович подарил своей дочери царевне Ирине “косник посеребренный золоченой и низан жемчугом, меж жемчугу четыре изумруда, да два яхонта лазоревых; три ворворки да две кисти жемчужные”.
Накосники — очень древнее украшение, они были широко распространены среди угро-финских племен Поволжья, булгар и древних венгров. Накосники ранних булгар состояли из надетых на ремешки специальных бронзовых пронизок и литых шумящих подвесок. Более поздние накосники из булгарского города Биляр выполнены в виде двух литых блях с подвесками из подобных же блях, но меньшего размера. Аналогичные накосники были распространены и у древних венгров.
Накосники бытовали среди многих тюркоязычных народов. У казанских татар они просуществовали вплоть до начала XX в. У татарок-мусульманок накосники являлись обязательными для всех видов возрастных групп, у крещеных татарок они были исключительно девичьим украшением. Накосники в виде сложных подвесок из монет или блях, литых, ажурных, со вставками из самоцветов, вплетались в косы с помощью прикрепленной к ним тесьмы. Накосники другого типа представляли собой две, иногда соединенные перемычками, полоски материи с нашитыми на них рядами монет или блях, к концам которых зачастую привешивались колокольчики, кисти или бляхи. При движении женщины колокольчики и бляхи звенели, по этому звуку идущую татарку можно было услышать раньше, чем увидеть.
На Руси косник был частью девичьего головного убора и в XV — XVII вв. подавался вместе с венцом. Один из видов косника, употребляемый до наших дней, — это вплетенный в косы бант с распущенными концами. Вместо банта часто вплетали бахрому или шелковую, золотную или жемчужную нить с ворворкой. У богатых людей привешивалась золотая или серебряная пластинка — цка, обнизанная жемчугом, с ворворками и жемчужными или золотыми кистями. В 1636 г. царь Михаил Федорович подарил своей дочери царевне Ирине “косник по цке серебряной золоченой низан жемчугом, меж жемчугу четыре изумруда, да два яхонта лазоревы, да пять лалов; три ворворки да две кисти жемчужные”.