А ларчик просто открывался…

Ларец – искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения вещей, драгоценностей; шкатулка, сундучок. В ларцах в старину хранились украшения металлические, ко-ваные, которые назывались кузнью, а также изделия из жемчуга, называемые низанъе и саженье (XVI-XVII вв.). Вместе с этими предметами в ларцах хранились сурмила, белила, румяна, помады, ароматные воды – все для “женского убора”. Такие ларцы часто делались из дерева и назывались уборными, отделывались внутри бархатом или сукном. На крышке их с внутренней стороны помещались зеркала. Ларцы для хранения бисера назывались бисерницами. Дорогие ларцы отделывались серебром, золотом. Роскошно декорированные многоцветной эмалью ларцы изготавливались в Сольвычегодске – резиденции Строгановых. В центре косторезного промысла – Холмогорах они сплошь покрывались резными костяными пластинками. Важные государственные документы, царские грамоты, драгоценности церкви хранились в специальных, отделанных серебром, золотом, или исполненных целиком из серебра ларцах-ковчегах. Во время своей коронации Павел I зачитал составленный им фамильный пакт о порядке наследия на престол и повелел хранить его в серебряном ковчеге в Успенском соборе. Форма ковчега определялась хранимыми реликвиями. Древнейшими документами на Руси были грамоты, исполненные на больших листах пергамента, расписанных орнаментом. Наряду с грамотами бытовали свитки. Их еще называли “столбцы”, так как они состояли из узких бумажных полос с текстом. На таком свитке длиной 309 метров было записано Соборное Уложение 1649 г. (свод законов). Когда в 1767 г. Уложения неожиданно обнаружили в одном из сундуков Московского дворцового архива, то по указу Екатерины II для хранения свитка был изготовлен специальный серебряный позолоченный ларец – ковчег цилиндрической формы на четырех рельефных ножках с крышкой, украшенной кольцевым орнаментом и гербом Российской империи, в ковчег вкладывался диск со штырьком-осью, на которую наматывался свиток. Печати жалованных царских грамот хранились в серебряных позолоченных ковчегах в форме круглых медальонов с гербами на крышке и отверстиями для шнурков печати. Дорожные ларцы с наклонной открывающейся верхней крышкой назывались подголовниками. В XVII-XVIII вв. это обычно деревянный, обитый для надежности полосами кованного металла сундучок. Такой ларец хранится в музее-квартире А. С. Пушкина. Он принадлежал прадеду поэта – А. Ганнибалу, возившему ларец с собой в военных походах. В 1903 г. император Николай II подарил этнографическому отделу бывшего Музея Народов (ныне Российский Государственный этнографический музей) часть раритетов из своей личной коллекции. Среди них деревянный ларец-подголовник, украшенный плоской резьбой с выбранным фоном и плоскорельефной резьбой. Ширина ларца 44,5 см, высота – 24 см. Оба ларца композиционно идентичны, но если в ларце А. Ганнибала основную художественную нагрузку несет металл, то в ларце императора – резное дерево. К трехсотлетнему юбилею царствования Дома Романовых в мастерских П. И. Оловянишникова был исполнен ларец из литого серебра в древнерусском стиле, украшенный эмалью и “оконцами”. В ларцах в старину хранились украшения металлические, кованые, которые назывались кузнью, а также изделия из жемчуга, называемые низанье и саженье (XVI — XVII). Вместе с этими предметами в ларцах хранились сурмила, белила, румяна, помады, ароматные воды — все для женского убора. Такие ларцы часто делались из дерева и назывались уборными, отделывались внутри бархатом или сукном. На крышке их с внутренней стороны помещались зеркала. Ларцы для хранения бисера назывались бисерницами. Ларцы знати отделывались серебром, золотом. Роскошно декорированные многоцветной эмалью ларцы изготавливались в Сольвычегодске — резиденции Строгановых. В центре косторезного промысла Холмогорах ларцы сплошь покрывались резными костяными пластинками. Важные государственные документы, царские грамоты, драгоценности церкви хранились в специальных отделанных серебром, золотом или исполненных целиком из серебра ларцах-ковчегах. Во время коронации Павла I император сам зачитал составленный им фамильный пакт о порядке наследия на престол и повелел хранить его в серебряном ковчеге в Успенском соборе. Форма ковчега определялась хранимыми реликвиями. Древнейшей формой документа на Руси были грамоты, исполненные на больших листах пергамента, расписанных орнаментом. Наряду с грамотами бытовали свитки. Их еще называли “столбцы”, так как они состояли из узких бумажных столбцов с текстом. На таком свитке длиной 309 метров было записано Соборное уложение 1649 г. (свод законов). Когда в 1767 г. столбец Уложения неожиданно обнаружили в одном из сундуков Московского дворцового архива, то по указу Екатерины II был изготовлен специальный серебряный позолоченный ларец — ковчег цилиндрической формы на четырех рельефных ножках с крышкой, украшенной кольцевым орнаментом и гербом Российской империи. В ковчег вкладывался диск со штырьком — осью, на которую наматывался свиток. В ковчегах хранились также печати жалованных царских грамот — это серебряные позолоченные футляры в форме круглых медальонов с гербами на крышке и отверстиями для пропуска шнурков печати. Дорожные ларцы с наклонной открывающейся верхней крышкой назывались подголовниками. Обычно (XVII — XVIII вв.) это деревянный, обитый для надежности полосами кованого металла ларец. Такой ларец хранится в Музее-квартире А.С. Пушкина, он принадлежал прадеду поэта А. Ганнибалу, возившему ларец с собой в военных походах. В 1903 г. император Николай II подарил этнографическому отделу бывшего Музея народов (ныне Российский этнографический музей) часть раритетов из своей личной коллекции. Среди них деревянный ларец-подголовник, украшенный плоской резьбой с выбранным фоном и плоскорельефной резьбой. Ширина ларца 44,5 см, высота 24 см. Оба ларца композиционно идентичны, но если в ларце поэта основную художественную функцию выполняет металл, то в ларце императора — резьба по дереву. К трехсотлетнему юбилею царствования Дома Романовых в мастерских П.И. Оловянишникова был исполнен ларец из литого серебра в древнерусском стиле XVII в., украшенный эмалью и “оконцами” из дымчатого топаза. Посреди них находились три клейма с эмалевыми портретами царя Михаила Федоровича, патриарха Филарета и великой старицы, государыни Марфы Ивановны. На другой стороне ларца их печати. Над топазовым шатром крышки ларца — крылатый гриф с мечом и щитом в лапах. На широких сторонах крышки расположены топазовые клейма с изображениями шапки Мономаха и шапки большого наряда. На углах — четыре фигуры двуглавых орлов, опирающихся на изумруды. По низу ларца — золоченый арочный ряд с гербами всех дворянских губерний. Ларец опирается на четыре львиные фигуры, держащие в лапах щиты с датами 1613 — 1913 гг. В этом ларце российское дворянство поднесло императору Николаю II верноподданническую грамоту с печатями губерний, вырезанными из драгоценных камней. Складные очки на ручке, часто украшенные бирюзой, гранатами, жемчугом и пр. Лорнет иногда носили на цепочке или тонкой ленте. Бытует в XVII — XIX вв. Особенно употребимы лорнеты в александровскую эпоху. Вот характерная зарисовка тех времен. “Разве ты слеп?” — спрашивает дядюшка племянника, платя за оправленный в золото лорнет. “Напротив, я очень хорошо вижу. Но учтивость и тон модного света не позволяют смотреть на дам простыми глазами… Непременно должно надеть на нос этот крючок с двумя стеклами. Это довольно беспокойно, но что делать, мода требует”, — отвечает племянник.