Вотумные украшения на рубеже веков

На границе между профессиональным и народным ювелирное делом находится такая своеобразная область художественной гравировки и чеканки, как вотумы. Употребление вотумов, распространенных в XVII-XIX ст. в культовой практике как в католической, так и в православной церкви на Украине в основе своей имело очень древнюю традицию.   Эта традиция была известна еще в античном обществе (стремясь выздороветь от болезни, верующие привносили к храму вотумные дары в виде восковых, глиняных или металлических изображений больных частей тела или предметов молитв). Практика вотумов широко распространялась на средневековом Западе, а оттуда, очевидно, и пришла в Польше и на Украину в в XVI-XVII ст., где распространилась сначала па западных землях. На Левобережье вотумы появлялись лишь в XVIII ст. Лучшие образцы этих изделий главным образом произошли из Волыни и Галиции.
Украинские вотумы имели вид небольших медных серебряных табличек, на которых чеканились или гравировали изображения. Они жертвовались церквям, костелам.
На них изображались лики святых, части человеческого тела (руки, ноги, глаза, головы). Иногда изображались целые семьи в характерной господской, мещанской и крестьянской одежде. Временами, когда на скот нападала хворь, жертвовались вотумы с изображениями коней, к примеру.
Вотумами отмечались не только события личного или родственного, но также и общественного жизни, например прекращения болезней, спасение от наступления врагов и т.п. В таких случаях на вотумах изображался целый город, который пережил эти события. Таким образом, вотумы своеобразно отражали жизнь и быт целого общества.
Интересные вотумы также по художественным приемам реализации. Пропагандистским функциям вотумов отвечало также их оформление. По форме вотумы обычно были квадратными, овальными или серцевидними. Края полей в вотумах гофрировались, что давало мягкую линию контура и в то же время выделяло вотум на той плоскости, к которой он был прикреплен. Вопреки небольшим размерам, вотумы, благодаря специфическим приемам художественного оформления, не терялись среди пышных церковных или костельных интерьеров — их легко было заметить. Изображение на вотумах чаще всего чеканилось в отчетливом рельефе, как будто выступало навстречу зрителю.