Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Тенденции металообработки XVIII столетия

Левобережная Украина и Киев стали центром интенсивного развития всех видов искусства. Металообработка, ювелирное и литейное дело достигли тогда небывалого развития. В новых условиях ювелирное дело продолжало интенсивно развиваться. Теперь вместо шляхты и зажиточного мещанства главными потребителями ценной продукции стали казацкая старшина и церковь.  Об огромных сокровищах в сфере ювелирных изделий, свидетельствуют имущественные описания, в частности описание имущества гетмана Самойловича, который имел около 16 пудов серебряной посуды и разных художественных вещей. Щедро пополнялись дорогими ювелирными изделиями монастырские и церковные казны. О разнообразии и декоративном богатстве ювелирного дела того времени свидетельствуют и стихи Климентия Зиновьева, посвященные мастерам золотых дел.

Количество ювелиров в городах все увеличивалось. Цех серебрянных изделий успешно существовал и развивался в Киеве. Такой же цех был в Нежине. Ювелиры работали и в мелких городках.

Элементы ренессанса и барокко в очень своеобразной интерпретации характеризовали новый стиль ювелирного дела – декорирование. Сдержанность и простота сменялись богатством декоративных форм, страстью к аккантовой орнаментике.

Украинская художественная металообработка во второй половине XVII и в XVIII ст., в период самого большого своего расцвета, развивалось в своеобразном стиле украинского барокко. Широко применяя декоративные формы западного барокко, украинские художники вкладывали в них всю свою душу.

Для украинского декоративного искусства это века совсем чужими были подчеркнутый динамизм, напряженность, чрезмерная блистательность форм, присущие западному барокко.

Барокко в Украине нашло живые и спокойные, лишенные любой экзальтации формы. Здоровая жизнерадостность, а не патетика, богатство форм при ясности их строения крепко связывают украинское декоративное искусство, которое активно развилось после национально-освободительной войны.

В 70-х и 80-х годах произошел новый виток развития в церковном ювелирное деле, разнообразятся его технические средства. Гравировка отошла на второй план. Ее подменила чеканка с широким использованием контрастного открытого серебра и густо золоченных частей.

Среди многочисленных памяток монументального ювелирного дела — это оправа большого лаврского евангелия 1695 года, иконы Богородицы в Ставропольской церкви в Львове 1690 года ювелиром Недильским; царские двери в Софии Киевской, сделанные в 1747 году мастерами Петром Волохом и Иваном Завадовским; царские двери и престол в большой церкви Киево-Печерской лавры работы Михаила Юревича 1752 года; роскошная серебряная оправа иконы ильинской Богородицы в Чернигове и т.п.

Одновременно с монументальным ювелирное делом изготавливалось множество мелких бытовых вещей — чаши, дарохранительницы, ручные кресты, кадильницы и другие предметы литургийного обихода.