Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Стилистика вотумных украшений

Рисованные изображения на вотумах попадались довольно редко. Иногда обрамление вотумов очаровывало взор прекрасными образцами растительной орнаментики, мотивами народного искусства.

В общем, вотумы были красивыми ювелирными изделиями, которые радовали глаз как непосредственностью, доходчивостью содержания, так и завершенностью художественной формы.

Вотумы получили широкое распространение. Их изготавливали профессиональные ювелиры и народные мастера. Именно поэтому среди вотумов так много изделий, которые по смыслу и по художественной форме — истинные произведения народного искусства. Так, например, вотумы на спасение скота — основной рабочей силы в хозяйстве крестьянства. На одном волынском вотуме 1711 года изображен крестьянский вол, чеканеный с определенной дипропорцией.

Не менее выразительны вотумы с гравированной парой коней в селе Междуречье близ Острога. Оттуда же и вотум с изображением целого лошадиного стада в память о народном бедствии — масового заболевания лошадей. Лошадиные головы и шеи, подобно волнам, густо усеивают всю поверхность этого вотума.

Довольно многочислены вотумы с изображением крестьянских, мещанских семей в украинском или старой польской одежде. Фигуры интересны динамикой их выражения и движения. Старейший из таких вотумов – таблица 1672 года с изображением мещанского супруг. Весьма интересна здесь женская фигура в типичной народной одежде с косынкой на голове. В ряду вотумов XVIII ст. изображали шляхтичей как в поясах, так и в новомодных французских париках и камзолах.

Особенно ценный с этой точки зрения вотум из Дубно, выполненный умелым мастером, который придал своим фигурам выразительность и даже определенную экспрессию в позе и руках. На подобных вотумах отразились стилевые особенности барокко и рококо, уравновешенные холодными чертами классицизма, вотумы XIX ст., например вотум Киевского исторического музея, на котором изображен «болящий» Григорий – типичный молодой мещанин.

Вотумы XIX ст. уже не имели типичного для вотумов барокко широкого обрамления. Благодаря такому приему, все внимание зрителя сосредоточивалось на самой скульптурно трактованной фигуре.

Очень интересно изображен город Львов на вотумной таблице XVII ст. с его оборонительными сооружениями, живописными башнями и колокольнями.