Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Саркофажное литье в средневековье

Памятки фигурного литья статуй не являются одиночным явлением.

Каспар Франкович был изготовителем оловянного саркофага Прокопа Сенявского, который до 1920 г. хранился в часовне замка г. Бережан.   Саркофаг покоился на четырёх массивных фигурах львов. Передняя его стенка декорирована плоскими рельефами с изображением богатой арматур, по бокам которой в круглых щитах помещены гербы. Боковые стены саркофага украшенны головками ангелов, изображениями черепа, маскаронами, а именно веко — фигурой покойного, изображенного в виде спящего рыцаря. В. Лозинский высказал догадку, что для этой фигуры была изготовлена модель скульптором Ганушем Пфистером, который много работал в Львове, Бережанах.

Сравнивая фигуру Прокопа Сенявского из бережанского саркофага и фигуру архангела Михаила из львовского арсенала, можно увидеть в их деталях ряд сходств и тождественностей (наплечники, варежки, набедренники). Есть много общего и в спокойном трактовании образов, в определенной их грациозности. Для обеих литых скульптур характерно глубокое понимание специфики их материала. Чёткость линий и форм здесь не переходит в антипластическую резкость и сухость.

Последние три бережаиских саркофага, в которых хранились останки Адама-иеропима, Николая и Александра Сенявских, в своем художественном решении значительно отличаются от саркофага Прокопа Сенявского. Они имеют форму простых сундучков без того барочного залома, который есть в саркофаге Прокопа Сенявского.

Однако полная тождественность ряда деталей в обрамлении этих саркофагов (гербы, гирлянды) с изображениями саркофага Прокопа Сенявского указывают на их происхождение из одной литейной мастерской.

В отличие от фигуры Прокопа Сенявского изображенного в массивной броне, броня на фигурах бережанских саркофагов покрыта богатой орнаментикой. Такой же орнамент и на постели и подушках. Это орнаментальное богатство,отвлекает внимание от весьма схематично решённых фигур, очень содействует подъему декоративной целости и органического единства произведения. Теперь все четыре саркофага находятся в Кракове. Кое-где повреждённое во время немецко-фашистской оккупации это литье реставрировано в 1947-1948 гг. Во время реставрации выявлено, что саркофаги имели посеребрение, которая контрастно выступала на темном фоне олова, а именно на саркофаге Прокопа Сенявского были осеребрены латы лежачей фигуры.

Эффект полихромии в саркофаге Прокопа Сенявского состоял в контрасте трех красок золочения, серебрения и тёмного олова. Эта полихромия применена с хорошим знанием свойств трёх металлов — золота, серебра и олова.