Развитие орнаментального литья средневековья – часть 1

Развитие литейных украшений и народной орнаментикой не шло изолированным путем.
Так, в роботах Мартына Ольшевского хорошо просматривалось своеобразное объединение классицизма с народным пониманием орнаментики.
В колоколах работы Василия Комаринского присутствовали орнаментальные пояски с треугольников, наполненных стилистикой, характерными для резьбы по дереву.    Наличие в литейном обрамлении мотивов народного искусства никак не исчерпывает всех тех связей с народным творчеством, которые двигали развитие этого орнамента. Только связями с народным искусством, только на его фоне можно объяснить тот, а не другой выбор мотивов разностилевых орнаментов на разных изделиях.
Заказчиками на такие изделия монументального литья, как пушки и колокола, были преимущественно шляхта и духовенство. Но поскольку эта художественная продукция производилась в городских литейных мастерских мастерами с народной среды, то почвой для художественного оформления таких изделий было народное искусство. Поэтому все старались придерживатся принципов народной декоративности, поддерживать скромный, но тонкий вкус народного мастерства – что в итоге и определило лицо художественное литья на Украине.
Не считая определенного сходство между литейной орнаментикой и украшениями старопечатных книг XVII-XVIII ст., непосредственных аналогий между ними нет, их роднит лишь присущая тому либо другому виду декоративного искусства четкая линейность.
Во второй половине XVII по XIX ст. западноукраинские земли были политически изолированы от восточной части Украины. их разделяла русско-польская, а потом российско-австрийская граница. Однако связи между обеими частями Украины не прекращались. В конце XVII — в начале XVIII ст. при воссоединении части Украины с Россией бурно развивалось художественное литьё.
Такие мастера, как Карп Балашевич, Горлякевич, Моторин и прочие, создали выдающиеся по своими художественным качествам изделия. Особенности их художественного оформления указывают на тесное взаимодействие с российским художественным литьём того времени. Определенную созвучность его художественного оформления с искусством тогдашнего поднепровского литья можно наблюдать в изделиях Бельховича, в произведениях бродских и прикарпатских литейщиков, а также во многих безымянных изделиях.