Развитие художественного литья Украины средины XVII с

Украинское церковное ювелирное дело к средине XVII ст. в сравнении со светскими золотыми изделиями отличалось сдержанными и скромными формами. В обработке преобладала гравировка, которая иконографически связана с украинской живописью. Именно такой характер был у серебряных гравированных крестов XVI ст.  
Пластические детали, как это видно на кресте в Киево-Печерской лавре конца XVI ст., создавались с помощью техники плоского литья. Вместе с гравировкой была распространена техника филиграни. Одновременно с традиционными древнерусскими орнаментальными элементами в ювелирном деле XVI ст. широко распространены готические и ренессансные орнаментальные формы.
Так, на оправе Дорманского евангелия 1507 года, сделанного по заказу князя Острожского,заметны отличия для готического искусства – орнаментальные мережки, острая и мелкая листва. Больше всего применялись готические формы в кадильницах, заметно много декорированных легкими ажурными мотивами готической архитектуры.
На оправе т.н. горностаєвого евангелия 1542 года отчетливо прослеживалось применение растительной ренессансной орнаментики, вместе с изображениями распятий и евангелистов, гравированных в традиционных местных формах.
В 20- 30-х годах XVIII ст. стиль церковного ювелирного дела заметно изменился. В нем каждый раз активнее начинает применятся техника чеканки, которая дает широкие возможности для использования художественно-пластических свойств металла. Чеканка как техника более всего отвечала эстетическим требованиям стиля барокко, элементы которого входили и в украинское ювелирное дело.
Одной из типичных памяток того временя является крест 1038 года, выполненный львовским ювелиром Касьяновичем для Львовского братства. Главная эстетическая стоимость этого изделия состоит в прекрасно чеканенных изображениях.
Они очень детально прорисованны, особенно четко выглядит фигура Христа, в которой ощущается прямая связь с гравюрами львовских братских изданий того времени.
Не менее интересна оправа евангелия, сделанная по заказу львовского епископа Желиборского в 40-х годах XVII ст. Она состоит из двух сплошных серебряных досок-барельефов с изображением сложных, хорошо спроектированных композиций, старательно выполненных мастером в мягком эластичном рельефе.