Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Орнаментальные мотивы литейщика Гануша

Городской арсенал Львова имел на протяжении XVI-XVII вв. большое количество артиллерии. Его арсеналом нередко снабжалась королевская армия. Одалживали львовскую артиллерию для обороны Камянец-Подольского и других городов. Пополнялась львовская городская артиллерия в основном изделиями Львовских людвисарей, а также и за счет военной добычи и частных подарков. Так, львовский консул Дыба-Вицкий, умирая, завещал своим наследникам, чтобы в его честь была отлита пушка с его родовым гербом.

Богатый львовский мещанин также завещал городу пушку с тем, чтобы на ней было выгравировано его герб. Наверное, одним из таких подаренных городу изделий была также пушка 1614 г. с именем львовского патриция Мартына Кампиана.

В исторических документах упоминается несколько десятков имен западноукраинских, преимущественно львовских людвисарей XVI-XVII вв. Целесообразно остановиться лишь на тех мастерах, которые оставили после себя любые изделия.

Старейший из таких мастеров – это конечное знаменитый Гануш.

Первое упоминание о нем в городских документах появляется в 1519 г., а последнее — в 1529 г. Это был мастер, который досконально знал литейное и пушечное дело и работал в городской литейной мастерской возле Краковских ворот. Именно этот Гануш изготовил две пушки, которые были вывезены в Швецию войсками короля Карла XII во время Северной войны.

Отлитая пушка имела десятигранную зажигательную часть. Над зажигательным отверстием изображен небольшой бюст, выше на первой пушке выгравирован знак мастера, вокруг него на ленте — имя мастера Гануша с датой «1524». На другой пушке в этом месте видим лишь герб с его инициалами

Зажигательная часть пушки орнаментирована трехлистинками.

Средняя часть пушки украшена гербом и растительным орнаментом вдоль двух граней.

Как можно заключить из этого, орнаментика этого отлива имеет аналогии в мотивах народного искусства западных земель Украины (резьба по дереву), что также свидетельствует о местном происхождении этих пушек.

Из орнаментальных мотивов пушек, отлитых Ганушем, отчетливо видна борьба отживающих готических мотивов с новыми ренессансными, что особенно заметно в орнаментальных фризах этих отливов.

Художественное оформление изделий Гануша отражает сложный процесс развития декоративного искусства в ремесленных сердцевинах Западной Украины в начале XVI столетия, а также борьбу стилевых течений, обьединенных в оригинальную целость выразительно местного колорита.