О художественном литье кратко

Художественное литьё на Украине имеет давние традиции. Ещё восточным славянам было известно художественное литьё, и не только мелкое, а и монументальное. Из летописи узнаём о металлических частях статуи Перуна. В XVII вв. на Волыни была найдена серебряная статуя некоторого божества, а в 1701 г. в Чернигове — массивного серебряного идола. Такие славянские металлические отливы отмечались мастерской художественной обработкой. Говоря о золотой статуе славянского божества Редегаста в Ретри, немецкий историк Дитмар называет её выдающимся художественным произведением.
Во времена Киевской Руси художественное литьё приобрело разные формы. Отливали орудия, украшения, культовые предметы. К нашим временам дошли фрагменты колоколов, люстры, подсвечники, рукомойники (акваманилы).

Татарское нашествие, которое тяжело отразилось на дальнейшем развитии культуры и искусства древней Руси, не смогло уничтожить художественное ремесло, в том числе и литьё. Через несколько десятилетий после нашествия летопись уже отмечает ряд фактов, которые свидетельствуют о широком размахе художественного литья, которое более всего развивается на землях Галицко-Волин-Ского княжества. Князь Данил Галицкий, развивая и украшая город Холм, по свидетельству летописи, «нача призывать прихожа немцев в русь, иноязычники и ляхи; и день и во день,  мастера всяции бежаху из Татарин, сыдильници, и лучипци, и тулниши,  и бы жизнь и наиолииша дворье окресгт града поле   и   села».

Из этой летописной записи можно заключить, что основные кадры ремесленников пришли сюда с разгромленных татарами восточных княжеств. Совершенно ясно, что они на новых местах развивали дальше те художественные традиции, которые сложились в Киевском Движении. Но, кроме них, значительную роль отыгрывали и иностранные мастера, в частности немцы и поляки. Художественное творчество на Холмщине, Волыни и в Галиции в послемонгольськие времена была очень разносторонней и плодотворной.Галицко-волынськая летопись в рассказе о творчестве архитекторов, камнерезов и скульпторов пересчитывает также много прекрасных ювелирных изделий, упоминает о художественном литье. Так, в церкви сбытчик. Иоанна в Холме существовал «помоввслит вот меди и вот олова чистая, яко блещатися яко зерцалу». Из этого же рассказа узнаем и о звонах, которые князь Данил «принесет из Киева, другия ту солье».
Ещё большее развитие приобрёл художественный промысел в конце XIII вв. Во Владимире, Холмы и других городах было много квалифицированных ремесленников, способных выкапывать такие сложные высокохудожественные работы, как упоминавшиеся летописью ценные дары князя Владимира Василий-Ковнча церквям во Владимире, Перемышле, Камянец-Литовском, Чернигове, Луцке, Любомле. Князь был меценатом и любителем искусства. Он для церкви Георгия в Любомле на Волыни «полия же колоколье дивны слышанием, таких же не бысть во всей землы». Для этой же церкви князь и «двери солия медяные»  Есть свидетельства и о других, возможно, также отлитые двухстворчатые двери из тех времен в русской церкви Судомира (ныне город Сандомир), что существовали ещё в XVIII вв.ст.