Мастера литья Украин – Карп Балашевич

Известные произведения Карпа Балашевича принадлежат периоду между 1697 – 1717 гг. Эти изделия, как и работы его отца, отличаются среди других изделий литейного мастерства своим высоким художественным уровнем и стилевой выразительностью. К лучшим его произведениям принадлежит бронзовая мортира 1698 г., весом 50 пудов, которая хранится теперь в Петербургском артиллерийском музее.  Выдающимся изделием Карпа Балашевича, который украшает Московский Кремль, является большая пушка 1705 г. Это самая большая из известных нам украинских пушек.
Из других изделий Карпа Балашевича следует отметить пушку 1717 г., которая хранится в Черниговском краеведческом музее.
В декоре изделий Балашевича на первое место выступают тонкие ветви акантового бесконечника. На мортире 1698 г. этот мотив очень эффектно объединяется с фоном.
Целиком плоскостное графическое трактование орнаментики, её невысокий рельеф сближает эти изделия с российским художественным литьём. С другой стороны, такая плоскостная манера обрамления связана с приёмами, характерными для многих ювелирных изделий. Рядом с акантовыми мотивами Карп Балашевич широко использует признанный в литейном деле XVI-XVII вв. сердцевидний мотив, который состоит из двух симметричных линий, а также мотив букета в весе. Мастер не использовал для своих изделий высокий рельеф; а низкий и плоский рельефы на изделиях этого мастера вызывают очень спокойное, а вместе с тем богатое декоративное впечатление. Объединение этой орнаментики с художественно выполненными надписями и орнаментальной гравировкой создают оригинальную художественную целость.
Спокойные ритмы орнаментики на изделиях Карпа Балашевича, выразительные контуры, декоративная щедрость сближают его произведения с народным искусством.
Кроме пушек, из мастерской Карпа Балашевича вышел ряд художественно оформленных колоколов. Величайшим из них можно считать отлитый в 1699 г. для Думицкого монастыря, который близ Чернигова. Этот отлив в своей орнаментике очень близок к мортире 1698 г.
Наверное не менее выдающейся работой Карпа Балашевича был давно уже несуществующий колокол Предтеченской церкви в Стародубе.
Очень хороший по своим пропорциям, при изысканных орнаментальных средствах, был колокол 1700 г. из церкви на Веригинском предместье Глухова.
На роботах Балашевича, как и на всем литье, очень обозначилась связь с ювелирным делом.
В чеканных и гравированных украшениях на разной посуде, военных клейнодах, церковных вещах литейщики черпали немало мотивов и приёмов для декорирования своих изделий. В художественной чеканке получили своё завершённое оформление такие мотивы, как разные варианты растительной, в частности акантовой, орнаментики, разные картуши, которые служили обрамлениям для гербов, образков, текстов.
Принципы художественного оформления ажурно резных иконостасных колонн, бесспорно, повлияли на декорирование такой выдающейся памятки украинского литья, как пушка полковника Черниша.