Люстры в средневековом литье – часть 2

Стержневые люстры являлись наиболее разнообразной группой подвесных светильников. Несмотря на богатство вариантов таких люстр, проглядываются общие черты в приемах их художественного оформления. Основой композиции являлся профилированный стержень с шаром внизу. Сравнительно большие размеры шара подчеркивают её массивность и легкость самого стержня. Контрастируют также со спокойным массивом шара, легкие, энергично брошенные в пространство рамена люстры, завершенные чашечками для свечек. Форма рамен, протянутая в пространство, связывает всю композицию паука с пространством помещения, которое он освещает. Цветы, с которых состоял орнаментальный фриз, также нередко отличались довольно большими размерами розет сравнительно с небольшими стеблями. Розеты таких цветов есть не что иное, как массивные диски в роли рефлектора, который усиливал свет свечек, и вместе с тем своим блеском при светопреломлении обогащал декоративный эффект люстры.
Во второй половине XVIII ст. в связи с изменениями, которые внес в архитектуру и прикладное искусство стиль классицизма, резко изменялись стили литья люстр, трактование всех её деталей. Люстра упрощалась, исчезали цветы-рефлекторы, на раменах оставалась лишь самая простая декоративная часть.
Стержни таких упрощенных люстр имели уже значительно меньшие выпуклости и более простое профилирование.
Дальше на границе XVIII-XIX ст. развивался новый тип классической подвесной безстержневой люстры.
Композиционным центром таких люстр эпохи классицизма являлась ваза с коротким стержнем в центре.
Стержни временами делались в виде тюльпанообразного цветка или полураспустившейся почки. К такой вазе прикреплялись шесть или восемь рамен простой есовидной формы, а люстра подвешивалась к верхнему диску на трех или четырёх цепочках. Цепочки составлялись с двух, трех,   массивных колец с легкими кольчатыми утолщениями, либо в виде есовидних мотивов.
Эта группа классических люстр выпускалась массово и по своему художественному оформлению заметно была хуже предыдущей. В люстрах не всегда хорошо выдержанны пропорции, они довольно однообразны, детали в них не всегда гармонировали друг с другом. Наверное, здесь обозначился тот общий упадок художественной жизни  в западных землях Украины после перехода их под власть габсбургской монархии.
Вообще, эпоха классицизма не выделилась в Галиции ничем выдающимся в любом виде искусства.
На люстрах  и на иных литейных изделиях, которые изготавливались городскими ремесленниками, было заметно ощутимое влияние   народных основ прикладного искусства.
Довольно характерной чертой того времени являлась восьмисвечовая люстра с коротким стержнем,   с очень густыми раменами и фризом из больших декоративных цветов.
В целом эта люстра представляла собой чрезвычайно богатую деталями декоративную целостность.
Щедрость силуэтов рамен, цветков ещё больше обогащались гранёными формами стержня и чашечек. Композиция люстры — это истинный лабиринт декоративных линий. Но наиболее интересными в люстре являлист её зооморфные мотивы. Так, в каждом рамене был изображен конь, бег которого направлен к центру люстры. Над каждым цветком изображались длинношеие птицы. И те, и другие были обычными принадлежностями  дерева жизни.
Важной деталью люстры вляетьсявлялась пластинка в виде диска с восемью загнутыми вправо крюками — общеизвестное в народных искусствах изображение солнца и огня. Таким образом, среди украшений люстры присутствовал состав солярной композиции — знак солнца в сопровождении солнечных птиц и солнечных коней. Эта символика как можно лучше отвечает функции люстры — источник освещения.