Люстры в средневековом литье – часть 1

Разновидностью домашних осветительных приборов XVII-XVIII ст. были настенные подсвечники — бра. Бра состояли с настенного щитка, рамена и свечных чашечек. Такое литье, встречающееся в формах классицизма начала XIX ст., указывает на наличие хорошего художника, чье произведение  было распространено ремесленниками, которые комбинировали  щиток с рамеи и чашечками для люстр-пауков. Люстры  или пауки  были очень распространены в быту среди зажиточных слоев населения, а также в зданиях общественного значения (ратуши, церкви, костелы, синагоги).
Чаще всего применялись небольшие однорядные пауки на шесть или восемь свечек. Двурядные встречались реже, а большие трехрядные люстры очень редко. Большие с многометровыми стержнями люстры «паникадила» применялись в монастырских и соборных церквях Киева и Левобережья (например, в Киевском военно-никольском соборе, в соборе Фроловского монастыря и в др.). Незначительное количество датированных пауков довольно усложняет вопрос их хронологии. Собранные в Музее этнографии и художественного ремесла коллекции пауков и отдельные памятки дают возможность проследить развитие люстр в тех формах, которые утвердились на западных землях Украины начиная с XVII ст.
Осветительные люстры можно разделить на две группы: стержневые и подвесные без стержня. Стержневые пауки состояли из стержня, рамен и украшения. Стержни пауков всегда профилированы, выточеные, с большей или меньшей выпуклостью снизу. Вверху стержень завершался изображением птицы или государственной эмблемой —одно или двуглавого орла. Птицы на таких видах украшений, всегда обработаны напильником, хорошо отшлифованны и  оформлены красиво и аккуратно. Что характерно, так это то, что государственные гербы почти всегда выливались без последующей обработки. Поэтому почти все государствнные гербы выглядли как достаточно простовато, а нередко грубо и неопрятно.
Судя по стилистическим признакам,  распространение таких государственных эмблем на имело место где-то во второй половине XVIII ст. Стержни пауков по своим профилям очень разные. Тяжело найти среди них хоть два тождественных.
Рамена пауков имели многочисленные варианты. Но основа их — это есовидная или спиральная закрутка со специальным зубком с одной стороны и чашкой для свечки — с другой. с помощью зубка рамена навешивались на стержень паука. Форма большинства рамен определялся растительными мотивами. Иногда мотивы дополнялись изображениями птиц, коней или оленей. Украшения пауков чаще всего имели вид цветковых розет, нередко сложных форм. Такие цветковые розеты с помощью специального клина прикреплялись к стержню «паука» и размещались эти цветы между раменами люстры или в виде декоративного фриза на верхней части стержня.
Удобство люстр-пауков заключалось в легком монтаже — рамена соединялись со стержнем через простое вкладывание зубка или клиньев в соответствующие пазы. Стержень складывался с отдельных обточенных деталей и монтирулся на железную ось, которая закреплялся вверху специальным клинышком.