Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Люстры в средневековом литье

Разновидностью домашних осветительных приборов XVII-XVIII ст. были настенные подсвечники — бра. Бра состояли с настенного щитка, рамена и свечных чашечек. Такое литье, встречающееся в формах классицизма начала XIX ст., указывает на наличие хорошего художника, чье произведение  было распространено ремесленниками, которые комбинировали  щиток с рамеи и чашечками для люстр-пауков. Люстры  или пауки  были очень распространены в быту среди зажиточных слоев населения, а также в зданиях общественного значения (ратуши, церкви, костелы, синагоги).

Чаще всего применялись небольшие однорядные пауки на шесть или восемь свечек. Двурядные встречались реже, а большие трехрядные люстры очень редко. Большие с многометровыми стержнями люстры «паникадила» применялись в монастырских и соборных церквях Киева и Левобережья (например, в Киевском военно-никольском соборе, в соборе Фроловского монастыря и в др.). Незначительное количество датированных пауков довольно усложняет вопрос их хронологии. Собранные в Музее этнографии и художественного ремесла коллекции пауков и отдельные памятки дают возможность проследить развитие люстр в тех формах, которые утвердились на западных землях Украины начиная с XVII ст.

Осветительные люстры можно разделить на две группы: стержневые и подвесные без стержня. Стержневые пауки состояли из стержня, рамен и украшения. Стержни пауков всегда профилированы, выточеные, с большей или меньшей выпуклостью снизу. Вверху стержень завершался изображением птицы или государственной эмблемой —одно или двуглавого орла. Птицы на таких видах украшений, всегда обработаны напильником, хорошо отшлифованны и  оформлены красиво и аккуратно. Что характерно, так это то, что государственные гербы почти всегда выливались без последующей обработки. Поэтому почти все государствнные гербы выглядли как достаточно простовато, а нередко грубо и неопрятно.

Судя по стилистическим признакам,  распространение таких государственных эмблем на имело место где-то во второй половине XVIII ст. Стержни пауков по своим профилям очень разные. Тяжело найти среди них хоть два тождественных.

Рамена пауков имели многочисленные варианты. Но основа их — это есовидная или спиральная закрутка со специальным зубком с одной стороны и чашкой для свечки — с другой. с помощью зубка рамена навешивались на стержень паука. Форма большинства рамен определялся растительными мотивами. Иногда мотивы дополнялись изображениями птиц, коней или оленей. Украшения пауков чаще всего имели вид цветковых розет, нередко сложных форм. Такие цветковые розеты с помощью специального клина прикреплялись к стержню «паука» и размещались эти цветы между раменами люстры или в виде декоративного фриза на верхней части стержня.

Удобство люстр-пауков заключалось в легком монтаже — рамена соединялись со стержнем через простое вкладывание зубка или клиньев в соответствующие пазы. Стержень складывался с отдельных обточенных деталей и монтирулся на железную ось, которая закреплялся вверху специальным клинышком.

Стержневые люстры являлись наиболее разнообразной группой подвесных светильников. Несмотря на богатство вариантов таких люстр, проглядываются общие черты в приемах их художественного оформления. Основой композиции являлся профилированный стержень с шаром внизу. Сравнительно большие размеры шара подчеркивают её массивность и легкость самого стержня. Контрастируют также со спокойным массивом шара, легкие, энергично брошенные в пространство рамена люстры, завершенные чашечками для свечек. Форма рамен, протянутая в пространство, связывает всю композицию паука с пространством помещения, которое он освещает. Цветы, с которых состоял орнаментальный фриз, также нередко отличались довольно большими размерами розет сравнительно с небольшими стеблями. Розеты таких цветов есть не что иное, как массивные диски в роли рефлектора, который усиливал свет свечек, и вместе с тем своим блеском при светопреломлении обогащал декоративный эффект люстры.

Во второй половине XVIII ст. в связи с изменениями, которые внес в архитектуру и прикладное искусство стиль классицизма, резко изменялись стили литья люстр, трактование всех её деталей. Люстра упрощалась, исчезали цветы-рефлекторы, на раменах оставалась лишь самая простая декоративная часть.

Стержни таких упрощенных люстр имели уже значительно меньшие выпуклости и более простое профилирование.

Дальше на границе XVIII-XIX ст. развивался новый тип классической подвесной безстержневой люстры.

Композиционным центром таких люстр эпохи классицизма являлась ваза с коротким стержнем в центре.

Стержни временами делались в виде тюльпанообразного цветка или полураспустившейся почки. К такой вазе прикреплялись шесть или восемь рамен простой есовидной формы, а люстра подвешивалась к верхнему диску на трех или четырёх цепочках. Цепочки составлялись с двух, трех,   массивных колец с легкими кольчатыми утолщениями, либо в виде есовидних мотивов.

Эта группа классических люстр выпускалась массово и по своему художественному оформлению заметно была хуже предыдущей. В люстрах не всегда хорошо выдержанны пропорции, они довольно однообразны, детали в них не всегда гармонировали друг с другом. Наверное, здесь обозначился тот общий упадок художественной жизни  в западных землях Украины после перехода их под власть габсбургской монархии.

Вообще, эпоха классицизма не выделилась в Галиции ничем выдающимся в любом виде искусства.

На люстрах  и на иных литейных изделиях, которые изготавливались городскими ремесленниками, было заметно ощутимое влияние   народных основ прикладного искусства.

Довольно характерной чертой того времени являлась восьмисвечовая люстра с коротким стержнем,   с очень густыми раменами и фризом из больших декоративных цветов.

В целом эта люстра представляла собой чрезвычайно богатую деталями декоративную целостность.

Щедрость силуэтов рамен, цветков ещё больше обогащались гранёными формами стержня и чашечек. Композиция люстры — это истинный лабиринт декоративных линий. Но наиболее интересными в люстре являлист её зооморфные мотивы. Так, в каждом рамене был изображен конь, бег которого направлен к центру люстры. Над каждым цветком изображались длинношеие птицы. И те, и другие были обычными принадлежностями  дерева жизни.

Важной деталью люстры вляетьсявлялась пластинка в виде диска с восемью загнутыми вправо крюками — общеизвестное в народных искусствах изображение солнца и огня. Таким образом, среди украшений люстры присутствовал состав солярной композиции — знак солнца в сопровождении солнечных птиц и солнечных коней. Эта символика как можно лучше отвечает функции люстры — источник освещения.