Культурный обмен литейщиков

После воссоединения Украины с Россией между обеими странами установился живой и постоянный обмен специалистами по разным участкам ремесла, промысла, искусства.
Украинские мастера нередко ездили в Россию, российские на Украину, как например, московский мастер Яков Иванов, который в 1684 г. работал в Чернигове; или тот же Яков Леонтьев, который в конце 80-х лет XVII вв. переливал разбитый колокол Киево-Софийского собора.   Около 1696 . приезжал для отлитья колоколов в Лавре отливщик Сенька Фёдоров.
Работы этих мастеров являлись важным фактором взаимосвязей между литейным искусством России и Украины. К сожалению, никаких образцов литья названных выше российских мастеров не сохранилось. Конкретное представление о работах российских мастеров на Украине можно иметь лишь на основании более поздних изделий.
Даже из этих скупых, фрагментарных сведений о литье на Приднепровье видно, насколько широким было развитие этого промысла как в Киеве, так и на Левобережье.
Во второй половине XVII вв. в Стародубе работали отливщики Василий Яковлевич и Макар. В Почепе жил отливщик «в том ремесле досконалей» Григорий Яковлевич. Там же в Почепе работал неизвестный отливщик из Литвы. Он был отмечен разными льготами за безупречное отлитие пушек для Почепской крепости. Из новгород-северских литейщиков известнейшим был Иван Андреевич, который в 1698 г. отлил большой колокол, украшенный стихами, надписями и образками . В Нежине в 60-х годах XVII вв. работал отливщик Александр .
Выдающимся центром украинского литейщицтва стал во второй половине XVII вв. Киев. В 1675-1676 гг. там работал литейщик пушек Иван Степанов. Позднее, на границе XVII-XVIII вв., с Киевом связанные работы выдающегося литейщика Афанасия Петровича. В первой трети XVIII вв. в Киеве работал мастер Алексей Иванович. В 1732-1733 гг. для Киево-Печерской лавры делал колокола выдающийся российский отливщик Иван Моторин, который приехал из Москвы вместе со своими помощниками.
Для конкретного представления о художественных особенностях и художественной ценности поднепровского литья необходимо остановиться на творчестве лучших мастеров того времени.