Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Художественное литье на Приднепровье

В художественном литье западных земель Украины в XVI-XVII вв. широко отразились социальные отношения, которые широко использовали литьё для своих нужд.

На Поднепровской Украине литьё существовало от времен древней Киевской Руси. Бесспорно, оно перестало развиватся во время татаро-монгольского ига, когда ремесленники разных профессий частично были пленены, частично эмигрировали на территорию галицько-волынского княжества.

Полнейшее отсутствие памяток литья и сведений о них от XIV-XV вв. не дает возможности составить представление о постепенном возрождении на Приднепровье этого художественного промысла. Но уже в XVI вв. в Киеве находим ценные литейные изделия. О них рассказывает в своих записях Павел Лепинский. В большой церкви Киево-Печерской лавры, кроме разных изделий из золота и серебра, он видел большую красивую люстру из жёлтой меди со стоячими фигурами, которые в правой руке держат свечки, в левой — виноградные грозди . Тип этой люстры, которая позднее никогда в Украине не повторялась, близок к медной люстре, которая и на сегодняшний день находится в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры. Этот образец готического западного литься попал сюда к нам в XVI вв. Такие отливы с изображением святых могли быть привезенными с Запада во время иконоборческих акций, которые сопровождали реформы.

В той же большой церкви Киево-Печерской лавры П. Лепинский видел перед дверью большого алтаря два больших, прекрасной работы, подсвечника из жёлтой меди. Каждый из них опирался на четверых львов и весил около 15 пудов . На каждом из них пять гнёзд для свечек, поставленных в один ряд, причём место для свечки, ближайшей к церковным дверям, выше последних четырёх, которые постепенно сужаются к полу. Таким образом, зажжённые свечки образуют полуарочную линию с обеих сторон царских врат. Согласно ему подсвечники за престолом также размещены в виде арки: средние выше всех, а те, что по бокам стоят на низких деревянных подставках.

Эти пятисвечники очень напоминают вылитые Лукой Фриделянтом в 1575 г. пятисвечники для князя Острожского.

На лаврской колокольне П. Лепинский видел колокол, величиной с небольшую палатку, которая весила приблизительно 750 пудов.

Наличие этого огромного колокола в Киево-Печерской лавре свидетельствует, что производство колоколов в Киеве уже в XVI — первой половине XVII вв. было на высоком уровне. Много колоколов ограбил в Киеве литовский гетман Януш Радзивил во время оккупации города в 1651 г. польско-литовскими войсками.

Итак, задолго до народно-освободительной войны 1648-1654 гг. в Киеве уже были выдающиеся литейные произведения как местного изделия, так и привозные.