Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Дальнейшее развитие литья Украине в XVII ст

Вместе с монументальным литьем пушек продолжало развиваться и литье колоколов.

К XVII ст. колокола имели скромный декор из текстовых фризов и орнаментики на плечах и на нижней части плаща колокола. С XVII ст. этот декор обогащался, становился пластичнее, в него входили клейма с фигурными изображениями.

Вместе с монументальным литьем было широко развито мелкое художественное литье в виде осветительных приборов, чернильниц с рельефными изображениями геральдических зверей — лева и однорогая, птицы-сирина, цветов.

Среди этих изделий особенно выразительно смотрелись многосвечные люстры — «паникадила».

В XVI ст. приобрел известность новый тип люстр со стрежнем — «веретеном» и развесистыми раменами — «пэрами», к которым крепились подсвечники. Такие «пэра» обычно собирались в три суженных наверх ряда.

Низ паникадила украшался большим ажурным слоем. Во всех частях таких люстр применялся роскошный растительный орнамент. Технически здесь преобладало плоское ажурное литье, дополненное гравировкой и кантованием. Люстры — паникадила принадлежали к самым пышным металлическим изделиям и чрезвычайно обогащали интерьеры храмов с их комплексами малярного декора.

В XVI – XVII ст. все виды художественной металообработки великолепно декорируются.

Используются все возможные художественные техники — литье, чеканка, эмалировка, чернение, гравировка, филигрань, оборонительная и канфарная техника, декорирование жемчугом и самоцветами.

Среди многочисленных металлических изделий этой эпохи заметно выделяются по форме ковши и братины.

Ковши берут свое происхождение от распространенного в Украине народной посуды — деревянных черпаков.