Заколки, зажимы для галстуков и запонки - неизменный атрибут современного делового человека.

Тисненый переплет для книги

Современный дизайн в ювелирных украшениях

Искусство создания украшений не исключение в общем ряду прикладного искусства.

Прежде чем говорить о современном искусстве, определим, что отличает произведения ювелирного искусства от других декоративных произведений. Мне представляется, что решающими моментами являются материал и техника исполнения. Когда мы говорим “ювелирное изделие”, мы прежде всего представляем себе изделие драгоценное, как по материалу, так и по исполнению. Когда люди говорят о чемто тонко и изящно исполненном, они применяют термин “ювелирно”. И не случайно, так как именно тончайшая работа превращает предмет в драгоценность.

Потому следует разделить украшения на декоративные (просто) и ювелирные (хотя они тоже декоративные). В первых художник может применять любые материалы: резину, эбонит, текстолит, пробку, дерево, кору деревьев, семена растений, скорлупу орехов, нитки, шкурки, керамику, кожу, акрил и т. д. и т. п. Соединить их в единое пластическое целое автор может как ему угодно, чтобы достичь образного решения. Он может вообще не знать ювелирной технологии, но тем не менее создать неожиданное, поражающее воображение произведение.

Среди подобных опытов есть и очень интересные и просто красивые изделия, но, как правило, они совершенно не утилитарны. Во многих случаях носить их невозможно, прежде всего, по техническим причинам. Они или слишком жесткие, или слишком острые (физически), слишком колючие, слишком крупные, мешающие двигаться и т. д. Подобные изделия мы видим в коллекции музея “Пфорцхайм”, на выставках американских и скандинавских дизайнеров. Ценность этого направления заключается в том, что найденная в этих произведениях пластика занимает умы художников-ювелиров, влияет на их воображение, заставляет искать внутри привычного ювелирного новые образцы, не отказываясь от главной задачи создания драгоценности. На мой взгляд, технических возможностей собственно ювелирного дела сегодня вполне достаточно для создания произведений любой стилистической ориентации. При этом можно идти как по пути технологического совершенствования известных методов, так и по пути нового применения уже известных форм и материалов.

Так, стремление к максимальному выявлению природных свойств драгоценных камней привело к открытию совершенно новой закрепки “invisible setting”. Эта закрепка хороша, когда надо создать достаточно большую поверхность, где видны только камни, а металл невидим. На этой основе может появиться ряд совершенно новых форм украшений а может и не появиться и быть использовано в традиционных формах. Все зависит от художника, от остроты задуманных им образов.

Не меньшие возможности возникают при плетении цепей, кольчужного полотна, тканей из золотых нитей. Применяя золото различных цветов, пропуская цепи или полотно через вальцы, матируя их или полируя, используя алмазную обработку, соединяя с вставками из камня, эмали, перламутра, можно создать небывалые фантастические формы, которые по своей смелости ни в чем не уступают украшениям ювелирным, но при этом будут функциональны и драгоценны по своей сути. Это же можно сказать и о применении любого технического новшества, любого нового материала, но все зависит от художника. Вообще оба направления, как ювелирное, так и декоративное, постоянно влияют друг на друга, проникают одно в другое, и это взаимное влияние надо приветствовать как одну из основ прогресса в прикладном искусстве.

Часто на выставках современного ювелирного искусства слышишь, что художники-ювелиры проявляют недостаточно смелости при создании украшений. Думаю, что это не всегда справедливо. Если мы более профессионально подойдем к классификации украшений, то поймем, что в рамках ювелирного искусства есть немалые достижения.

К сожалению, сегодня преданы забвению многие виды ювелирных изделий, популярных и носимых еще в прошлом столетии или в начале нынешнего. Только один пример пряжки для одежды или обуви. Они и сегодня дают простор для фантазии ювелира. Но об этом редко вспоминают. Зато в определенных кругах считаются модными безвкусные “печатки”, “культовые подвески”, призванные демонстрировать богатство и мощь владельца. Подобный стиль тоже относится к временам минувшим, когда можно было вместо пригоршни золотых отдать дорогой перстень вместо платы. Но сегодня этот стиль скорее смотрится жутковатой пародией. Это “мертвые” вещи.