История происхождения драгоценного камня

Обработка камня — древнейшая производительная деятельность человека. Поэтому значительный период общественного развития, включающий целый ряд хозяйственных и культурных эпох, носит название каменного века. В своей деятельности человек использовал различные камни, но излюбленными среди них долго оставались разновидности кремнезема (например, кремень), а кроме них — нефрит и близкий ему по составу жадеит.
Нефрит по вязкости превосходит сталь, и, освоив его, человек приобрел материал отличного качества: именно этим объясняется совершенство его изделий и смелость в их применении. Убедительным примером служат хотя бы находки черепов первобытных людей со следами трепанации. Часто можно твердо установить, что обладатель черепа счастливо пережил эту операцию: отверстие в черепных костях заросло ровно, и рана, по всей вероятности, зажила. И эта тяжелейшая операция, к которой и сегодня хирурги относятся с полной серьезностью, производилась уже много тысячелетий назад при помощи маленького нефритового ножика!
Но и в виде украшения драгоценный камень радовал человека уже в глубокой древности. Красивый камень представлялся нашему первобытному предку чудом, не иначе как сотворенным богами.
Когдато жрец или вождь племени, по всей вероятности, решил украсить этим «священным» предметом свое чело — в знак того, что свое могущество он получил от богов. Ему стали подражать в этом вожди соседних племен, и на многие тысячелетия вошло в обычай венчать голову владыки убором с драгоценным камнем. По сей день княжеские и королевские короны демонстрируют образцы великолепных драгоценных камней и способы их обработки.
Наиболее древние сведения о применении драгоценных и полудрагоценных камней ведут происхождение из Индии и Древнего Египта. Рассказы купцов распространяли знания о камне в государствах античной Греции. Уже Гомер в своих бессмертных творениях упоминает перстни и серьги. Так, Пенелопа получает от одного из женихов — Евримаха — подарок: «цепь из обделанных в золото с чудным искусством светлых больших янтарей»2. В более поздних памятниках греческой литературы накапливается все больше сведений о драгоценных камнях. В начале V в. до н. э. Ономакритом было написано дидактическое стихотворение, где упоминались все известные к тому времени камни, причем автор наделяет их чудесными свойствами. Минералогическая терминология используется и в трудах других авторов античности, к примеру Геродота. Названия многим камням были даны в глубокой древности, и, переходя из одного языка в другой, они подчас еще в античной Греции утратили свой первоначальный смысл, став для нас загадочными и необъяснимыми (например, корунд или смарагд).
Названия других камней вытекают из веры в их чудодейственные свойства. Например, название нефрита как амулета от болезни почек («нефрос» — погречески «почка») или аметиста как камня, предохраняющего от опьянения («метиейн» — быть пьяным, «а» — выражение отрицания).
Римляне, как наследники греческой культуры, умножили имевшиеся знания о драгоценных камнях, особенно со времени завоевания ими сокровищ Азии и Северной Африки. Рим превратился в центр античного мира и средоточие роскоши. Сотни тысяч рабов и покоренное население других государств работали в нечеловеческих условиях, чтобы богатство широким потоком текло в Рим. В императорском Риме роскошь достигла масштабов, дотоле невиданных в истории. Само собой разумеется, что и драгоценные камни играли при этом немалую роль. Они украшали не только ювелирные изделия, но и одежду, обувь, всевозможное оружие, предметы домашнего обихода и конскую сбрую. Драгоценные камни разбрасывались по дороге, по которой должен был проехать император, ими украшались пиршественные столы и даже красовавшиеся на столах кушанья. К эпохе императорского Рима относится широко известное
естественнонаучное сочинение Плиния, в котором автор отводит драгоценным камням существенное место. Плиний в отличие от своих предшественников привносит много нового. Он описывает места находок драгоценных камней, формы кристаллов минералов и проводит их разделение по цветам.
В императорском Риме большой высоты достигает искусство глиптики — резьбы и гравировки по камню. Римские геммы и камеи (произведения главным образом греческих художников того времени) вплоть до позднего средневековья ценились необычайно высоко и могли свободно конкурировать с достижениями мастеров Возрождения. Начиная со средних веков камеи считались лучшим украшением папских и королевских собраний драгоценностей. В особенности достойна упоминания коллекция папы Климента IV, самое обширное собрание античной глиптики.
С распадом Римской империи драгоценные камни, во всяком случае в западной части известного тогда мира, стали использовать гораздо реже. В забвение пришли и их месторождения. Хотя некоторые средневековые авторы и упоминали о камнях, но по сравнению с сочинением Плиния и здесь ощущается упадок. В эту эпоху драгоценным камням, как правило, приписывались сверхъестественные силы. Считалось, что они влияют на здоровье и красоту, богатство, славу и счастье. В зависимости от расположения звезд и времени года в качестве амулетов было принято носить те или иные камни. Множество уникальных драгоценных камней было уничтожено для изготовления «лекарственных» снадобий.