Драгоценные камни в ювелирном деле

Драгоценный камень в ювелирном изделии завершает наш туалет, особенно в торжественных случаях. Но все знают, что костюм подчинен моде, естественно, что это относится и к украшениям, а стало быть, и к камням.
Существуют традиционные формы украшений, за пять тысячелетий их конструкция в принципе не изменилась: это кольцо, шейная цепочка, пряжка, серьги. В соответствии со стилем каждой эпохи, по существу, менялся лишь облик этих изделий. Но были и такие формы, в свое время весьма популярные, которые исчезли бесследно.  Например, булавки для волос. В прошлом тысячелетии они были любимым украшением наших европейских предков. Их вкалывали в пышные косы или в пряди волос, уложенные за ушами. Эти изумительные украшения, нередко подлинные произведения искусства, носились как женщинами, так и мужчинами. Но сегодня мы знаем об их существовании лишь по археологическим раскопкам захоронений тысячелетней давности. Заново удивляясь их красоте, мы просто не можем себе представить, как бы их носили мы в наше время и на чем, собственно, могли бы их укрепить?
Однако в поисках исчезнувших ныне ювелирных форм нам не надо углубляться в столь давнее прошлое. Еще и сегодня можно увидеть в витрине антикварного магазина круглые гребни, щедро усеянные гранатами или жемчугом: наши бабушки или прабабушки украшали ими пышные прически. Стиль украшений всегда был тесно связан не просто с модой, а со стилем той или иной эпохи в целом. К роскошным одеяниям всех цветов — и к платьям со шлейфами и кринолинами, и к атласным мужским панталонам, перехваченным под коленом дорогими богато изукрашенными подвязками, и к сложным сооружениям из локонов на голове — ко всему этому великолепию полагалось носить огромное количество всевозможных украшений, усыпанных драгоценными камнями, часто сверх всякой меры. Эпоха модерна обнаруживает в ювелирных изделиях больше вкуса, здесь царит девиз: «Лучше меньше, да лучше». Прекрасный камень, как и прекрасная картина — не терпит вблизи конкуренции. Наилучшее впечатление он производит, когда он вообще один.
Итак, не только да и не столько мода, сколько в первую очередь стиль эпохи в целом определяют форму и стиль украшений. Во все времена ощущается их тесная связь с другими сферами изобразительного искусства: с живописью, скульптурой, архитектурой.
С первого взгляда на ювелирные украшения эпохи барокко видишь их полное соответствие, скажем, барочному церковному алтарю или колоннаде стиля барокко. Точно так же обстоит дело и с украшениями эпохи ампир, модерн или нашего времени. Со сменой различных стилей меняется и предпочтение тем или иным формам украшений, тем или иным камням.
В мире наиболее редких и дорогих камней существует лишь несколько постоянных «звезд», почти не подверженных капризам моды. Это бриллиант, изумруд, сапфир и рубин. Меняется лишь мера предпочтения одного из них другим. Так, например, в первом десятилетии XX в. излюбленным камнем после бриллианта был рубин, однако после открытия метода изготовления синтетических рубинов спрос на них резко упал. И сейчас больше всего ценятся изумруды. Сегодня они сопоставимы по стоимости с бриллиантами.
Каким же из остальных камней отдается предпочтение сегодня? Когда в архитектуре красота сообразована с целесообразностью, скульпторы стремятся синтетически обобщить форму, а художники — сочетать содержание с эмоциональным воздействием.
Прозрачные и сверкающие камни уступили место непрозрачным, зато многоцветным. И в современных лаконичных конструкциях украшений лучше смотрятся именно непрозрачные, но живописные камни с изысканным неповторимым рисунком, такие, как агат, яшма, халцедон, арагонит, азурит, малахит и тому подобные.
Недавно произошла вспышка моды на бижутерию — сверкающие цветные стекла, блеск и игра которых так усиливается введением различных химических добавок. Пряжка, украшенная шлифованными прозрачными стекляшками, может затмить своим дешевым и броским эффектом игру драгоценных камней. А вот прихотливый, сложный, всегда разный рисунок непрозрачного камня бижутерия воспроизвести не может.
Всем памятно, что еще недавно слово «бижутерия» имело пренебрежительный оттенок. В нем слышался намек на что-то неподлинное, «невсамделишное», признак «дурного вкуса». Волна моды в один миг подняла бижутерию на самый гребень, оттеснив драгоценные камни на второй план. Но это был всего лишь короткий всплеск моды, столь же быстро он и схлынул. И в наши дни снова появляется вкус и интерес к натуральному камню. А бижутерия возвращается на свое место — ведь это лишь имитация природных самоцветов.